О том, как институт поддержки стартапов помогает сэкономить время на проверке рабочих гипотез и повысить рентабельность реализации проектов, рассказывает руководитель проектного офиса Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК) Николай Козлов.
По его словам,
— Мне довелось принимать участие в разработке концепции и механизмов функционирования бизнес-акселератора. В связи с тем, что он нацелен на поиск, отбор и развитие идей и проектов в области неядерного бизнеса, а это направление для нашего предприятия одно из приоритетных, меня назначили ответственным за участие в бизнес-акселераторе в целом по предприятию. В начале 2020 года я вместе с проектной командой приступил к реализации первого проекта — по производству монохлоруксусной кислоты.
На АЭХК создается крупнотоннажное производство гидроксида лития и уже введена в комплексную апробацию опытно-промышленная установка. При получении гидроксида лития образуется избыток хлора, который необходимо утилизировать. Одновременно ведется работы по другому проекту — созданию производства полианионной целлюлозы. В качестве сырья для нее используется монохлоруксусная кислота, для получения которой нужен в том числе хлор. Вот и возникла идея: из хлора, образующегося на одном производстве, получать сырье, используемое в другом. Такой симбиоз проектов, позволяющий решить сразу две технологические задачи и тем самым повысить эффективность обоих производств.
Там за относительно короткий промежуток времени, всего три месяца, удалось провести первичную, но всестороннюю оценку этого проекта. В ходе бизнес-моделирования проработали несколько гипотез, сопоставили техническую реализуемость и экономическую целесообразность создания такого производства. Сравнили расчетную себестоимость производства монохлоруксусной кислоты с ее рыночной ценой. И выяснили, что строить такое производство в России экономически нецелесообразно: в связи с высокой стоимостью сырья себестоимость получалась значительно выше, чем та, по которой можно приобрести монохлоруксусную кислоту на рынке.
Бизнес-акселератор позволяет проработать проект по упрощенной схеме, без формализации некоторых результатов и этапов. Это в совокупности с применяемыми уникальными методиками и форматом работы команды проекта дает возможность значительно сократить время проведения оценки бизнес-инициативы. В нашем случае, как я уже упоминал, нам потребовалось около трех месяцев. А экономия времени — это и экономия других ресурсов, в том числе финансовых. Взять хотя бы заработную плату сотрудников. Хочу отдельно отметить, что экономический результат мы все-таки получили, - говорит Николай Козлов.
Суть бизнес-акселератора — доказать заинтересованному потребителю, что у вас есть подходящий продукт, который понятно, как производить. Если мы говорим о каком-то изделии или оборудовании, то для потребителя можно изготовить макет или опытный образец на стандартном оборудовании. Проекты АЭХК несколько отличаются от других проектов бизнес-акселератора. В данном случае специализация — химическая продукция. Тут нельзя предложить воспроизводимый по свойствам прототип, не создав само производство. Поэтому в силу специфики деятельности специалисты пока останавливались на этапе моделирования. Хотя рассматривается возможность получения в рамках прототипирования опытных образцов для определения технологии производства, ее технических и экономических показателей и подтверждения, что требуемое на рынке качество продукта достижимо.