В седьмую секцию пункта финальной изоляции трансурановых радиоактивных отходов WIPP в штате Нью-Мексико помещён последний контейнер. Теперь эта секция будет закрыта, а дальнейшее размещение начнётся в открытой новой секции №8.
Напомним, WIPP (Waste Isolation Pilot Plant) - единственный в США пункт финальной изоляции трансурановых радиоактивных отходов, преимущественно образованных в результате оборонных программ. Основная часть этих отходов – это отходы низкого и среднего уровня активности, такие как упакованные в контейнеры одежда, инструменты, остатки, мусор, почва и другие предметы, загрязненные небольшим количеством плутония и других трансурановых элементов.
Контейнеры с отходами размещаются в WIPP в секциях, каждая из которых имеет длину 91 метр, ширину 10 метров и высоту порядка 4,5 метров. Эти секции размещаются в подземных соляных породах на глубине около 600 метров под землёй, и для создания каждой из них приходится поднять на поверхность почти 160 000 тонн соли (которая впоследствии также вовлекается в хозяйственный оборот).
Всего в комплексе WIPP постепенно было заполнено 7 таких секций. Обычно на заполнение каждой секции уходил срок 2-3 года, но работы с секцией №7 значительно затянулись в связи с аварией 2014 года и длительными работами по её ликвидации.
20 октября 2022 года было объявлено, что секция 7 окончательно заполнена. Всего в ней размещено более 20 тысяч контейнеров РАО. Уточняется, что наиболее распространёнными из них являются контейнеры объёмом по 55 галлонов (приблизительно 0,2 кубометра), которых имеется порядка 13 тысяч единиц.
Как отметил президент и руководитель проекта Nuclear Waste Partnership Шон Дунаган, в рамках которого осуществляется управление WIPP, завершение работ в секции №7 примечательно, помимо прочего, еще и потому, что окончательное заполнение этой секции и установление на ней необходимых барьеров сделает возможным работу персонала WIPP в зоне, свободной от радиоактивного загрязнения.
Далее размещение трансурановых отходов в WIPP будет проводиться в новой секции №8. Её разработка началась ещё в 2013 году, но после двух инцидентов в 2014 году на соседней секции №7 работы были приостановлены. Работы на этой секции возобновились в 2018 году и были завершены в октябре 2021 года. В августе 2022 года секция №8 получила официальную сертификацию от Департамента окружающей среды Нью-Мексико. По первоначальному плану секция №8 должна была стать последней, но рассматривается возможность строительство ещё двух секций.