Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону. В ходе марафона тренингов и мастер-классов ростовские учителя познакомились с актуальными инструментами для интеграции передового научного знания в образовательный процесс.
Фестиваль стал инициативой платформы Homo Science и проводится в декабре 2022 года при поддержке Госкорпорации «Росатом» в пяти городах России. Партнёром мероприятия в Ростове-на-Дону выступил городской Информационно-методический центр образования.
Начался фестиваль с представления просветительской программы Homo Science. О её возможностях и проектах рассказала Светлана Чурикова, кандидат экономических наук, руководитель ИЦАЭ Ростова-на-Дону.
Homo Science – это научно-просветительская платформа для школьников, студентов и взрослых, в том числе молодых учёных и начинающих популяризаторов науки. На платформе можно принять участие в образовательных курсах. В программу Homo Science входят проекты «Атомный урок» и «Ледокол знаний», которые оказались особенно интересны педагогам.
Спикером на мастер-классе «Инструменты бизнес-тренера в работе учителя» выступила Елена Якуничкина, бизнес-тренер, руководитель программы центра непрерывного развития инженерных компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома», координатор движения «Юниоры Росатома». Она поделилась тремя инструментами фасилитации, которые точно понадобятся современному педагогу, а также познакомила участников фестиваля с типами личности, на которые необходимо ориентироваться при подготовке занятия.
По словам спикера, фасилитация – одна из ведущих компетенций современного педагога. В настоящее время возникает потребность организовать преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию (содействие, упрощение) процессов осмысленного обучения.
Одним из таких инструментов является Grape cocktail («виноградная вечеринка»), который применяется на начальном этапе знакомства (первое родительское собрание, формирование нового класса – переход из 4 в 5 класс), чтобы участники включились в работу.
Для того, чтобы было проще подобрать методы обучения учащихся для эффективного усвоения материала, Елена посоветовала периодически проходить со школьниками тест на основе теорий Хани и Мамфорда. Его суть состоит в том, что существует 4 роли человека, в которой он находится в момент обучения – активист или деятель («сразу к делу»), теоретик («сначала нужно разобраться»), мыслитель («я посмотрю и сделаю выводы») и прагматик («покажите, как это работает»).
Кроме того, спикер отметила и такой инструмент как цикл Колба – систему обучения, которая формирует знания и навыки поэтапно, проходя через четыре стадии: непосредственный опыт, критическое обдумывание, возведение на уровень абстракции, эксперименты и применение на практике.
«На этом цикл не заканчивается. Последний этап создаёт новый практический опыт, который школьник снова обдумывает – сначала самостоятельно, потом с помощью теории, снова воплощает знания в жизнь, но уже на более крутом уровне, чем делал до этого. Таким образом, он постепенно поднимается по спирали навыков и умений вверх», — завершила мастер-класс Елена Якуничкина.
Программу продолжила интеллектуальная командная игра «Адреналин». Если обычно она знакомит игроков с достижениями науки и техники, то в рамках фестиваля игра была посвящена форматам сети ИЦАЭ. С 2008 года сеть проводит научно-популярные мероприятия и разрабатывает игры, квесты, форматы ток-шоу, которые сокращают дистанцию между большой наукой и обывателями. И как показывает практика, эти проверенные инструменты можно применять и учителям.
Специальным гостем фестиваля стала Анастасия Россинская, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, академический руководитель магистерской программы «Педагог-исследователь городской среды».
Мастер-класс «Город как учебник» начался с обсуждения, могут ли реалии современного города быть источником и ресурсом для образования и как использовать городское пространство для выполнения домашнего задания.
«Давать домашнее задание в интересной форме можно, не теряя урочного времени. Например, предложить ребёнку узнать высоту столба по отбрасываемой тени – тут подключается математика и смекалка. Или обратить внимание на речку, парк или сквер, которые учащийся каждый день видит по дороге в школу. Это задание подойдёт, например, для краеведения или географии», — отметила спикер.
Затем педагоги под руководством Анастасии Россинской вышли на площадь Гагарина и в режиме реального времени попробовали за 20 минут придумать домашнее задание, используя городские объекты.
Завершил насыщенный день мастер-класс «Коммуникативно-логическая игра «Атомные гипотезы» как метод подготовки учащихся к решению олимпиадных задач», который провела Наталия Фельдман,кандидат филологических наук, координатор специальных проектов сети ИЦАЭ, автор-составитель толкового словаря «Пойми атомщика: лексика атомной отрасли».
Спикер отметила, что при решении олимпиадных задач школьники порой сталкиваются с собственными когнитивными искажениями. Если информация представляется им неизвестной или не вполне понятна формулировка задачи, они отказываются от попыток выполнить предлагаемое задание, что снижает общий результат. При этом, если развивать навыки анализа информации и способность к выстраиванию логических умозаключений, учащиеся способны предложить нетривиальные варианты решения задачи любой сложности.
Наталия предложила педагогам разделиться на команды и сыграть в коммуникативно-логическую игру «Атомные гипотезы», чтобы они прочувствовали на себе, как данная методика развивает творческие и коммуникативные способности, логическое мышление, а также формирует навыки работы с заданиями любого уровня сложности.
«Прежде всего хотелось выразить глубокую признательность от лица всего педагогического сообщества Ростова-на-Дону организаторам Фестиваля педагогических практик «Атом+» за саму идею такого образовательного проекта. Важной составляющей интенсива является прикладной характер занятий, подача материала сопровождалась «живыми» примерами лучших практик города, региона, страны. Уверена, что каждый из нас увидел пути повышения профессиональной эффективности и личного вклада в развитие системы образования. Участие в данном фестивале — это инвестиции в завтрашний день!», поделилась впечатлением от мероприятия Ольга Шаповалова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР школы №97 Ростова-на-Дону.