Где у судового ядерного реактора рубашка, какими таблетками «кормят» ледоколы и в чём уникальность атомного флота? Ответы на эти и многие другие вопросы узнали зрители телемоста «Ледоколы», который объединил 25 апреля Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) Мурманска и Нижнего Новгорода.
Россия – единственная страна, обладающая атомным ледокольным флотом. Самые главные преимущества атомного флота – автономность и мощность. Без перезарядки атомоходы проекта 22220 могут работать до 7 лет. Все атомные ледоколы приписаны к порту Мурманск. Здесь расположена база флота – ФГУП «Атомфлот».
Реакторные установки для судов Атомфлота проектируют и изготавливают в нескольких городах, в том числе в Нижнем Новгороде. Более того, именно там был изготовлен ледокольный реактор для самого первого в мире атомохода «Ленин».
Разговор о ледоколах начался с приветственного слова руководителя ИЦАЭ Мурманска Егора Банишевского прямо с морского вокзала. Егор рассказал, что ледокол «Ленин», рядом с которым он находится, – первый в мире атомный ледокол. «Мирный атом» на судне – это была совершенно новая идея для 20-го века. «Ленин» пробивал лёд толщиной 2 метра и позволил мореплавателям расширить сроки арктической навигации. Сейчас судно пришвартовано в Мурманске и самостоятельно в море отправиться не может: реакторы удалены, а на ледоколе находится Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин». Судно считается несамоходным и имеет свой экипаж. Помимо этого, именно на ледоколе «Ленин» располагается ИЦАЭ Мурманска.
Разговор о ледоколах продолжила специалист пресс-службы АО «ОКБМ Африкантов» Дарья Кодочигова. Она рассказала, как начинал образовываться ледокольный флот и почему на ледоколах устанавливают именно атомные реакторы.
«Северный морской путь всегда был, есть и будет приоритетным для нашей страны, ведь 18% от общей территории России находится за полярным кругом. По некоторым оценкам, около 80% газа и других полезных ископаемых мы добываем именно там», – подчеркнула Дарья.
Далее с онлайн-подключением из Санкт-Петербурга выступил Владимир Кондратьев, главный инженер-механик головного универсального атомного ледокола «Арктика». Он рассказал, как работают ледоколы с различными типами реакторных установок. Отдельное внимание спикер уделил суднам проекта «22220» — к ним относятся «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
«Когда проектировали ледокол «Арктика», перед конструкторами стояла задача сделать его двухосадочным и сделать это с помощью лёгкого и прочного корпуса, – отметил эксперт. – Этот ледокол немного больше, а главное – шире в сравнении с атомными ледоколами других проектов. Это связано с тем, что мировой флот развивается, и сейчас основные грузы, которые следуют Северным морским путём – это углеводороды. Их вывозят с помощью крупных газовозов. Соответственно, ледокол, который обеспечивает проводку транспорта, должен прокладывать достаточно широкий канал для проводки таких судов».
В завершение телемоста с докладом «Проектирование атомных ледокольных установок» выступил Андрей Сучкоусов, инженер-конструктор АО «ОКБМ Африкантов». Он рассказал про развитие атомных реакторов, их модели, типы и отличия, а также поделится интересными фактами.
«Знаете ли вы, зачем реактору нужна «рубашка»? На ум приходит привычная нам одежда, но в реакторе «рубашка» – это дополнительная верхняя оболочка резервуара для реакционной смеси. Раньше ее использовали для того, чтобы вода не разъела корпус, потому что из-за ржавчины в нём могут образовываться дыры. Но сейчас от них отказываются, потому что при сварке они иногда дают течь. На смену приходят наплавки из нержавеющей стали», – поведал Андрей.
После этого гости ИЦАЭ смогли применить полученные знания, играя в интеллектуальную командную игру «Адреналин» и отвечая на вопросы о ледоколах, полярниках, белых медведях и даже генетике.
В конце мероприятия состоялся просмотр интерактивного фильма «Атомный ледокольный флот», благодаря которому зрители смогли узнать о подвигах ледоколов «Ленин», «Арктика» и других атомоходов, увидеть, как атомные ледоколы ломают лёд, получить информацию о перспективах развития плавучих атомных станций (ПАТЭС) и работе атомных подводных лодок.