В августе 2023 года американское ядерное общество провело вебинар по текущему состоянию программы "Pele".
Участие в вебинаре приняли менеджер программы "Pele" Джефф Ваксман (Jeff Waksman) и президент компании "BWXT Advanced Technologies" Джо Миллер (Joe Miller).
Программа "Pele" реализуется под эгидой министерства обороны США и имеет целью демонстрацию технологии мобильных малых реакторов для военных нужд. Рассматривается концепция высокотемпературного газоохлаждаемого реактора (ВТГР) с шаровым топливом TRISO.
По словам Ваксмана, военное ведомство США заинтересовано в микрореакторах как источниках энергии для отдалённых регионов или островов.
Микрореакторы должны позволить сократить потребление ископаемого топлива, что важно как из климатических соображений, так и "со стратегической и оперативной точки зрения".
Микрореактор будет производить "в буквальном смысле слова горячий воздух. Значит, его можно использовать для обогрева", сказал Ваксман.
Он добавил, что в будущем министерство обороны США может рассмотреть и такие применения ядерных реакторов как получение технологического тепла для химических процессов, опреснения воды и производства синтетического авиационного топлива.
Идея программы "Pele" впервые возникла в Индо-Тихоокеанском командовании вооружённых сил США (INDOPACOM) на Гавайях, и это отражено в её названии.
Формально PELE - это аббревиатура от слов "Portable Energy for Lasting Effects", портативная энергия для долговременного эффекта. На самом деле своё название программа получила в честь гавайской богини огня и силы.
Работы по программе "Pele" находятся сейчас на "заключительной стадии проектирования". Ваксман выразил надежду, что проект будет одобрен министерством энергетики США "к весне 2024 года".
"Сейчас мы заказываем оборудование, мы производим топливо, мы изготавливаем защитную оболочку, мы изготавливаем блоки замедлителя", - добавил Ваксман.
Он сослался на знаменитую статью адмирала Риковера "Реакторы на бумаге и в жизни" и подчеркнул, что микрореактор, разрабатываемый в рамках программы "Pele", перестаёт быть бумажным.
Сборка микрореактора начнётся после одобрения проекта министерством энергетики. "Если всё пойдёт по графику, к началу 2025 года мы отправим реактор в национальную лабораторию Айдахо", - считает Ваксман.
В нацлаборатории в микрореактор загрузят ядерное топливо, после чего его вывезут в пустыню в место, которое выбрано для первоначальных испытаний. Затем микрореактор пройдёт окончательную проверку готовности к эксплуатации, и его можно будет пускать. По словам Ваксмана, пуск произойдёт "до конца 2025 календарного года".
Транспортабельность микрореактора обеспечивается за счёт его перевозки в комплекте стандартных транспортных контейнеров.
"Есть ряд причин, по которым мы решили разместить этот микрореактор в нескольких коробках, а не в одной большой коробке", - отметил Ваксман.
"У нас есть один реакторный модуль, в котором содержится ядерный терминал. За неимением более технического термина, все радиоактивные вещества находятся в одной коробке", - продолжил Ваксман.
"В этой коробке очень мало движущихся частей. Идея в том, что эта коробка будет закрыта на протяжении всей операции, а затем, когда вы закончите, вы отправите всю коробку обратно и получите совершенно новую коробку".
"Мы не хотим, чтобы люди открывали коробку (с реактором) и возились с ОЯТ на удалённом военном объекте".
В свою очередь Джо Миллер напомнил участникам вебинара, что компания BWXT руководит разработками не только проекта микрореактора по программе "Pele", но и проекта ядерной тепловой двигательной установки (ЯТДУ) для космических кораблей по программе DRACO.
Контракт на разработку и поставку микрореактора по программе "Pele" компания получила в июне 2022 года. Контракт на реактор для космической программы компания получила этим летом.
Во время сборки обе установки будут соседствовать в здании площадью 170 тысяч квадратных футов (около 16 тысяч квадратных метров), в котором сейчас ведутся необходимые приготовления.
Компания рассчитывает, что обе команды проектантов будут тесно сотрудничать друг с другом, хотя и понимает, что микрореактор для военных баз и реактор для космоса во многом различаются.
Микрореактор для программы "Pele" будет эксплуатироваться на мощности от 1 до 5 МВт(э). Он будет работать на топливе TRISO, уран для которого будет взят из запасов, образовавшихся после демонтажа старых ядерных боеголовок.
Естественно, такой уран будет оружейного качества. Разубоживать до уровня HALEU (обогащение менее 20%) его станут на заводе BWXT в Линчбурге. Там же предполагается изготовить топливо для микрореактора.
Миллер подтвердил, что в будушем компания BWXT намерена использовать полученные в ходе создания армейского микрореактора наработки для своих коммерческих проектов, в частности, для проекта реактора под названием BANR (BWXT Advanced Nuclear Reactor).
Ваксман, в свою очередь, напомнил, что гражданская атомная энергетика в США родилась при содействии военных.
Предполагается, что микрореактор, разработанный для программы "Pele", будет эксплуатироваться во многом автономно. Тем не менее, потребность во вмешательстве оператора останется.
Более того, как пояснил Ваксман, в обозримом будущем никто не разрешит ядерному реактору работать без присутствия человека. В этом он видит определённую аналогию с беспилотными автомобилями, где по-прежнему требуется наличие водителя-человека в салоне.
"Пройдёт очень много времени, прежде чем кто-то разрешит эксплуатировать ядерный реактор без сопровождения. Я не думаю, что это произойдёт в ближайшее время, поэтому мы предполагаем, что всегда должно быть два оператора", - сказал Ваксман.
Нацлаборатория Айдахо уже приняла на работу несколько человек, которые в будущем смогут стать операторами на микрореакторе по программе "Pele". В основном, это отставные военные моряки. Их будут готовить не только для "Pele", но и для других перспективных реакторов, которые могут быть построены на территории нацлаборатории.
Говоря о лицензировании, Джефф Ваксман признал, что процесс оказался сложным.
Организационно за одобрение проекта отвечает министерство энергетики, а не комиссия по ядерному регулированию (NRC). Однако проект микрореактора разрабатывается так, чтобы он был пригодным для сертифицирования в NRC, а представители регуляторов принимают в рассмотрении проекта активное участие.