По итогам двухлетнего конкурса компания Rolls-Royce SMR была выбрана в качестве предпочтительного претендента на строительство первых в Великобритании малых модульных реакторов.
Великобритания намерена увеличить мощность ядерной энергетики до 24 ГВт к 2050 году, используя сочетание традиционных электростанций большой мощности и малых модульных реакторов (ММР). В июле 2023 года организация Great British Nuclear, созданная для содействия в обеспечении этой дополнительной мощности, начала процесс отбора технологий ММР. Первоначально в шорт-лист вошли шесть компаний, четыре из которых — GE Hitachi, Holtec, Rolls-Royce SMR и Westinghouse — вступили в переговоры в сентябре прошлого года. В феврале четырем поставщикам ММР было направлено приглашение подать окончательные тендеры, три из которых были поданы в апреле, а Westinghouse отозвала свое предложение.
Компания Great British Nuclear, которая теперь переименована в Great British Energy - Nuclear, поскольку она переходит к этапу поставок, сегодня объявила, что Rolls-Royce SMR была выбрана в качестве предпочтительного партнера для разработки ММР при условии окончательного одобрения правительства и подписания контракта.
Компания заявила, что намерена подписать контракты с Rolls-Royce SMR в конце этого года и создаст компанию по развитию проекта. Она также намерена выделить участок в конце этого года и подключить систему к сети в середине 2030-х годов. Ожидается, что окончательное инвестиционное решение будет принято в 2029 году.
«Это объявление является определяющим моментом для энергетического и промышленного будущего Великобритании», — сказал Саймон Боуэн, председатель Great British Energy – Nuclear, - «Выбрав предпочтительного претендента, мы делаем решительный шаг к поставке чистой, безопасной и независимой энергии. Речь идет не только об энергии — речь идет об оживлении британской промышленности, создании тысяч квалифицированных рабочих мест и построении платформы для долгосрочного экономического роста».
Генеральный директор Rolls-Royce SMR Крис Чолертон сказал:
«Это день знаменательного достижения. Этот успех является результатом работы нашей невероятной команды, которая разработала ведущую в мире технологию и неустанно трудилась в течение последних двух лет, чтобы предоставить победный тендер GBN.
«Помимо поставок доступной, чистой энергии для поддержки энергетической независимости нашей страны, развертывание трех наших установок будет способствовать внутреннему росту за счет создания тысяч высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых рабочих мест и возможностей в цепочке поставок. Мы единственная компания по разработке ММР с многочисленными обязательствами по строительству проектов в Европе».
В компании отметили, что она уже была выбрана чешской энергетической компанией ČEZ для поставки до 3 ГВт электроэнергии в Чешскую Республику, а в Швеции Rolls-Royce SMR находится в числе последних двух ММР в процессе выбора технологий.
Rolls-Royce SMR — это конструкция мощностью 470 МВт, основанная на малом реакторе с водой под давлением. Она обеспечит стабильную генерацию базовой нагрузки в течение как минимум 60 лет. 90% ММР — размером около 16 метров на 4 метра — будет произведен в заводских условиях, что ограничит деятельность на месте в основном сборкой готовых, предварительно испытанных модулей, что значительно снижает риски проекта и может существенно сократить сроки строительства.
Проект Rolls-Royce SMR проходит заключительную стадию оценки британскими ядерными регуляторами, это единственный проект ММР, который на сегодняшний день достиг этой стадии. Общая оценка проекта — это трехэтапный процесс, осуществляемый Управлением по ядерному регулированию (ONR), Агентством по охране окружающей среды (EA) и Министерством природных ресурсов Уэльса для оценки аспектов безопасности, защиты окружающей среды и охраны окружающей среды проекта атомной электростанции, которая должна быть развернута в Великобритании. Успешное завершение GDA сопровождается выдачей Подтверждения приемки проекта от ONR и Заявления о приемке проекта от EA.
Выбор Rolls-Royce SMR в качестве победителя конкурса UK Small Modular Reactor был одобрен Ассоциацией ядерной промышленности, а ее генеральный директор Том Грейтрекс сказал:
«Это чрезвычайно важный момент для Rolls-Royce SMR и для британской ядерной программы. Эти ММР обеспечат необходимую энергетическую безопасность и чистую энергию наряду с крупномасштабными реакторами, одновременно создавая тысячи высокооплачиваемых, квалифицированных рабочих мест, возможности для роста по всей стране и значительный экспортный потенциал. Мы с нетерпением ждем сотрудничества с Rolls-Royce SMR и всеми другими потенциальными поставщиками ММР, включая тех, кто не добился успеха сегодня, чтобы сделать Великобританию лучшим местом для строительства новых ядерных реакторов в мире».
Выбор Rolls-Royce SMR произошел после того, как канцлер Рейчел Ривз объявила, что правительство Великобритании инвестирует 14,2 млрд фунтов стерлингов (19,2 млрд долларов США) в строительство атомной электростанции Sizewell C в графстве Саффолк в рамках своего обзора расходов. План, реализуемый под руководством возглавляемый EDF, заключается в том, чтобы на Sizewell C были установлены два EPR. Это будет конструкция, аналогичная двухблочной станции, которая строится в Хинкли-Пойнт C в Сомерсете, с целью ее более быстрого и менее затратного строительства в результате опыта, полученного в ходе первого нового проекта по строительству ядерной электростанции в Великобритании за последние три десятилетия.
Что такое ММР?
Малые модульные реакторы, также известные как ММР, представляют собой энергетические установки малой мощности и проектируются таким образом, чтобы их компоненты могли быть изготовлены на заводе и собраны на месте модульным способом, что позволяет снизить затраты по мере строительства все большего количества одинаковых конструкций ММР.
Общепринятое определение ММР - ядерный энергетический реактор с выходной мощностью до 300 МВт, что составляет около трети мощности, вырабатываемой традиционным атомным энергоблоком. Каждый ММР может обеспечивать электроэнергией около 600 000 домов в течение 60–80 лет.
В разработке находится более 70 различных конструкций ММР, причем Россия, Китай и Аргентина лидируют в плане их строительства на данный момент, а многие другие страны возлагают надежды и планы на ММР в 2030-х годах.