Форум состоялся с 17 по 19 июля в Нижнем Новгороде, тема в этом году была «Корпоративный университет для человека будущего». Мероприятие объединило представителей целого ряда крупных российских компаний (РЖД, НЛМК, «Ростелекома» и других).
Участники обсудили роль корпоративных университетов и академий в образовательной системе, их влияние на развитие отраслей и страны в целом. Также эксперты поделились лучшими образовательными практиками и совместно спроектировали целевую модель корпоративного университета будущего.
Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев в приветствии к участникам отметил, что мероприятие позволит руководителям корпоративных университетов обменяться мнениями, опытом, обсудить вопросы образования, а также станет источником эффективных решений, новых идей для развития кадрового потенциала страны.
«Сегодня перед нами стоит главная цель – укрепить национальный технологический суверенитет Российской Федерации. Каждая компания, независимо от сферы деятельности и объема бизнеса, вносит в решение этой задачи свой вклад. Растущий кадровый дефицит требует от нас повышения эффективности, развития компетенций, постоянного обучения и переобучения людей, полного раскрытия их талантов. Поэтому корпоративные университеты становятся ключевым инструментом для подготовки профессионалов будущего: адаптивных, способных быстро осваивать и разрабатывать новые технологии», – сказал он.
Ключевым событием деловой программы стала панельная дискуссия, посвященная обсуждению места корпоративных университетов в образовательной системе страны. Заместитель генерального директора по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева в обращении к участникам отметила, что раскрытие человеческого потенциала является одной из стратегических целей госкорпорации. Масштабная работа в этом направлении привела к созданию целой экосистемы, связующим звеном и драйвером которой выступает Корпоративная академия «Росатома». Система предполагает планомерную подготовку кадров на всех уровнях образования.
«Мы стремимся сопровождать человека на всем его пути – от школы до предприятия. В этом направлении работают и другие крупные компании. Но нам важно не конкурировать друг с другом, а вместе решать главную задачу – повысить уровень знаний и интереса детей, молодежи к естественно-научным предметам: физике, математике, химии, биологии. Это фундамент национальных проектов и прорывных решений, над которыми сейчас работают все мировые корпорации», – сказала Татьяна Терентьева
.Модератор дискуссии, генеральный директор Корпоративной академии «Росатома» Юлия Ужакина подчеркнула, что независимо от размера компании, от того, на каком рынке она работает – розница, промышленность или финансы – корпоративный университет является частью образовательной системы страны. Ведь любая компания либо пользуется ее продуктами, либо влияет на ее развитие: «Образовательная экосистема “Росатома“ начала формироваться более 10 лет назад. Сегодня академия является одновременно и частью этой системы, и ее оператором. Практически 20 % нашей деятельности связано со школьным и средним специальным образованием. Реализуется большое количество проектов для учителей в “атомградах”, есть отдельный проект по созданию инженерных классов. К проекту “Профессионалитет“ каждый год присоединяется все больше колледжей, он уже охватывает порядка 2000 студентов в 10 городах присутствия. Любой ребенок может подготовиться к ЕГЭ или олимпиаде с помощью “Сетевой онлайн школы Росатома“. Для нас главное, чтобы дети полюбили естественно-научные предметы и предпочли инженерно-техническое образование, которое необходимо для достижения технологичного суверенитета нашей страны».
Участники обсуждения – представители вузов, корпуниверситетов и региональных властей – пришли к выводу, что подготовку человека масштаба Курчатова или Оппенгеймера нужно начинать с раннего детства. Большое значение имеют школа, вуз и послевузовское образование. Корпоративные университеты играют значительную роль при трудоустройстве талантливых выпускников в российские компании, а также выполняют функцию «довоспитания» молодых сотрудников и их обучения в течение всей профессиональной жизни.
В ходе секции «Лучшие практики развития людей: опыт Корпоративных университетов» участники поделились друг с другом успешным опытом обучения и протестировали эффективные образовательные продукты. А в рамках следующего мероприятия – кейс-раунда «Корпоративные университеты драйверы развития бизнеса» – рассказали о способах преодоления вызовов, стоящих перед компаниями. Заключительный день форума был посвящен презентациям флагманских проектов и программ, которые помогают развивать топ-менеджеров и инженеров, а также формировать культурный код компании, отрасли и страны. О своем опыте рассказали представители крупных компаний. На панельной дискуссии «Развитие кадрового потенциала корпоративных университетов» спикеры из Банка России, РЖД, En+ и других компаний обсудили внутреннюю кадровую политику, рассмотрели новые формы организации команд, варианты выстраивания системы обучения сотрудников и меры повышения вовлеченности персонала.
Финальным мероприятием деловой программы стала форсайт-сессия «Образ Корпоративного университета 2035», модератором которой выступил директор Центра научно-технологического прогнозирования Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. Участники в группах обсудили цели и задачи корпоративных университетов на горизонте ближайших 10 лет. Опрос показал, что среди своих функций в будущем они видят развитие критического мышления и системы управления знаниями, а среди трендов, влияющих на развитие – демографию, политику и искусственный интеллект.
Форум лидеров корпоративного обучения России – ключевая профессиональная площадка для представителей корпоративных университетов, бизнес-академий и образовательных структур крупных компаний. «Росатом» обеспечивает надежность ядерного щита, энергетическую безопасность страны, ведет важнейшие проекты технологического суверенитета и реализует масштабную программу строительства атомных станций за рубежом. Поэтому госкорпорация уделяет особое внимание подготовке специалистов. HR блок «Росатома» ведет системную работу с учащимися детских садов, школ, колледжей, вузов, а также действующими сотрудниками отрасли от молодежи до представителей «серебряного» возраста. Форум позволил экспертам обсудить инструменты, которые позволят корпоративным университетам не только поддерживать реализацию бизнес-стратегии компаний за счет образовательной деятельности, но и обеспечивать кадровую устойчивость высокотехнологичных отраслей и приток молодых кадров на рынок труда.
Первый форум был проведен в 2022 году в Липецке и с тех пор стал важным событием для обмена опытом, обсуждения трендов и формирования сообщества практиков в сфере обучения и развития. Событие объединяет специалистов из разных отраслей – от промышленности и ИТ до транспорта и ритейла, помогая выявлять лучшие практики, переосмысливать роль корпоративного образования и обсуждать вызовы будущего. В 2025 году – в год 80-летия атомной промышленности – форум прошел в Нижнем Новгороде, городе, символизирующем научно-технический прогресс и колыбель атомной промышленности. Площадкой мероприятия стал культурно-просветительский центр «Академия Маяк» имени А.Д. Сахарова – здание начала XX века, восстановленное и превращенное в современное образовательное пространство. В 2026 году Форум лидеров корпоративного обучения России проведет корпоративный университет промышленно-инжиниринговой компании ТМК.