Сразу несколько событий в мировой энергетике указывают на то, что «постфукусимский синдром» сходит на нет. Целый ряд ведущих государств тем или иным образом признали, что они остро нуждаются в атомной энергетике.
Во-первых, главный противник развития ядерной энергии – Германия – вынуждена была по крайней мере на время отказаться от своих планов полного отказа от использования АЭС. Именно в ФРГ было объявлено о том, что к 2022 году страна должна заглушить все атомные реакторы и перейти на другие источники энергии. К 2012 году из 17 работавших АЭС в строю остались только 9.
Однако из-за морозов, которые обрушились на Европу в феврале, Германия стала испытывать дефицит энергии. Действующие электростанции попросту не справлялись с выросшим спросом. В результате немцам приходится задействовать резервные мощности своих тепловых станций. Это вызывает в стране недоумение – в чем экологичность поспешного решения? В увеличении выбросов? Бьет по самолюбию и то, что некогда крупнейший европейский экспортер электроэнергии теперь закупает ее в период острейшего экономического кризиса в соседней Австрии. Впрочем, власти страны не собираются сворачивать со своего курса на отказ от АЭС, несмотря на то, что, по оценкам члена совета директоров Siemens Михаэля Зюсса, им это будет стоить 1,7 трлн евро в период до 2030 года, то есть более чем 65% годового ВВП страны.
Стоит отметить, что во время морозов Германии пришлось экспортировать энергию в соседнюю Францию. И это притом что Франция является самым крупным экспортером электроэнергии в Европе.
В Париже прекрасно понимают свою зависимость от мирного атома. На днях президент Николя Саркози выразил намерение потребовать от операторов продления срока эксплуатации реакторов до 40 лет, о чем сообщил министр промышленности Франции Эрик Бессон. Это можно считать вторым событием, свидетельствующим об изменении отношения к атомной энергетике.
Рекомендации о продлении службы АЭС были даны правительственной комиссией, в докладе которой подчеркнуто, что для страны это будет разумным сбережением средств. В комиссию «Energies 2050» входили бывший глава Международного энергетического агентства Клод Мандиль и эксперт в области энергетики профессор Жак Персебуа. Во Франции предвыборный период, и естественно, что кандидаты-социалисты пытались использовать тему «Фукусимы-1» и развернуть общественные дискуссии о необходимости отказаться от атомной энергии, однако АЭС дают стране 75% всего электричества.
По словам Бессона, только снижение доли атомной энергетики до 50% приведет к росту цены на электроэнергию на 30–40% в течение 13 лет. Выход из ядерной энергетики будет «разрушительным» для промышленности Франции.
«В этом нет ни капли здравого смысла», – сказал Бессон.
В стране была проведена проверка всех АЭС, но ни одна из них не была закрыта. Более того, планируется строительство нового реактора для АЭС Penly на севере Франции, а также разработка реакторов четвертого поколения.
И, наконец, резко встали на защиту атомной энергетики США. 9 февраля Комиссия по ядерному регулированию одобрила строительство новых атомных реакторов. Это произошло впервые за последние 30 лет. Компании Southern Co была предоставлена лицензия на постройку двух энергоблоков по 1100 МВт для АЭС Vogtle в штате Джорджия. Ожидается, что полностью завершены эти реакторы будут в 2016-м и 2017 годах соответственно, сообщает РИА «Новости».
Стоимость проекта – 14 млрд долларов. Общая сумма гарантий для двух блоков составит 8,33 млрд долларов. На сегодня в США действует около 100 энергоблоков разных типов, построенных в разные периоды. Фактически американские атомщики до настоящего момента занимались только продлением эксплуатации своих АЭС до 60 лет работы, а по некоторым – до 80 лет работы.
Глава Southern Co. Томас Фэннинг назвал это решение «монументальным достижением» для его компании, ее контрагентов и всей атомной индустрии. В свою очередь президент Института атомной энергетики США Марвин Фертель заявил, что тем самым США посылают обращение к миру, в котором подчеркивается важность развития атомной энергетики как ключевого элемента безуглеродной энергетики в будущем, сообщает Центр энергетической экспертизы.
Такой большой перерыв в выдаче лицензий объясняется тем, что в 1979 году на АЭС Three Mile Island в штате Пенсильвания произошло частичное расплавление ядерного топлива. Авария вызвала огромный общественный резонанс, и строительство АЭС в США было заморожено.
«Решение американского регулятора о строительстве новых энергоблоков и предложение французских экспертов о продлении срока эксплуатации атомных электростанций свидетельствуют о происходящем в мире «отрезвлении» после эмоционального всплеска, вызванного аварией на японской АЭС «Фукусима», – говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Язев.
По его словам, это означает, что на первый план выходят здравый смысл и практический расчет, необходимые в условиях современной экономической реальности. «Думаю, показательным для Франции и других стран Европы стал пример Германии, которая, приняв поспешное, политически мотивированное решение о закрытии нескольких АЭС, в условиях аномально низких температур вынуждена подключать резервные мощности», – отметил он.
Пока складывается ощущение, что Россия выиграла, не только не отказавшись от строительства новых АЭС, но и поставив весьма амбициозные цели в отрасли. В конце октября глава Росатома Сергей Кириенко сказал, что госкорпорация намерена занять 20% мирового рынка строительства АЭС в ближайшие 20 лет.
По словам Кириенко, из всех построенных за двадцать лет энергоблоков 70–80 придутся на заказы Росатома. В России будет построена половина из этого количества, а остальное – зарубежные проекты.
В настоящее время в России возводятся энергоблоки на Балтийской АЭС, Белоярской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской АЭС-2, Ростовской АЭС, а также Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов».
Оптимистичен по отношению к атомной отрасли и председатель правительства России Владимир Путин. На встрече в декабре с рабочими Калининской атомной станции он сказал, что «атомная отрасль находится на подъеме, сейчас происходит возрождение атомной сферы, ренессанс». Он отметил, что отрасль минимум на 10 лет вперед загружена работой.
«Во Франции, США, России и других странах, не отказавшихся от развития мирного атома, хорошо понимают, что дешевая и экологически чистая атомная энергетика дает неоспоримые преимущества для успешного развития. Не сомневаюсь, что тенденция постепенного возвращения к атомному ренессансу в мире продолжится», – комментирует Валерий Язев.
«Сейчас в Европе кризис, и очень существенно, что стоимость атомной энергии примерно в полтора раза меньше, чем тепловой. Думаю, что и Япония не будет отказываться от атомных электростанций, а Франция не будет отказываться тем более – крупных аварий во Франции не было, атомные технологии сильно улучшились – вокруг многих атомных станций во Франции растут виноградники, и никто не считает, что виноград с них второго сорта»,
– говорит заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
Тем не менее говорить о том, что во всем мире отношение к атомной энергетике положительное, конечно, нельзя. В первую очередь, речь идет о Японии, где жители по-прежнему пребывают в страхе. В ходе последнего опроса телекомпании NHK выяснилось, что только 22% японцев хотят возобновления работы приостановленных атомных реакторов. 36% высказались против, передает «Интерфакс». В настоящее время в Японии действующими являются только три из 54 атомных реакторов.