Благодаря модернизации своей котельной с 2009 по 2013 год включительно ФГУП «Атомфлот» удалось почти на четверть уменьшить потребление мазута. На 22 процента снижено и потребление электричества. Об этом первый заместитель генерального директора - главный инженер «Атомфлота» Мустафа Кашка рассказывает с нескрываемой гордостью. Что ж, вполне понятно: речь ведь идет не только об экономии средств самого предприятия, но и о сохранении окружающей среды в областном центре.
Впрочем, главными темами, рассмотренными на выездном заседании рабочей группы общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, которое прошло на «Атомфлоте», стали, конечно же, те, что касались основного профиля работы предприятия. И одна из них - обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
О проделанной в последнее время работе в этом направлении членам общественного совета доложил заместитель генерального директора по базированию Николай Мантула.
Завершено строительство берегового поста загрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Уже получено разрешение на его эксплуатацию, а также заключение о соответствии Ростехнадзора. Дело остается за получением лицензии. Но это вопрос больше технический.
Береговой пункт загрузки - новый для «Атомфлота» объект. Строился он в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности». Отчасти были затрачены и собственные деньги предприятия.
- Строительство этого объекта, - напомнил докладчик, - необходимо для замещения выводимой из эксплуатации плавтехбазы (ПТБ) «Лотта». Пока по плану ее утилизация намечена на 2016 год. В рамках работ по модернизации комплекса по обращению с ОЯТ также закончена модернизация причала № 5. Он реконструирован, проведены дноуглубительные работы.
Выполнен комплекс мероприятий, как сообщил Николай Мантула, в рамках международной технической помощи. В основном речь идет о физической защите. Соответствующие системы были созданы на теплоходе «Россита». Модернизированы системы физзащиты на ПТБ «Имандра». Начата подготовка к выполнению соответствующих работ на ПТБ «Серебрянка». Что касается последней, то необходимое оборудование уже поставлено, его монтаж планируется выполнить в текущем году.
Модернизируются и системы физзащиты на берегу. В частности, ведется строительство здания базирования морских сил охраны. В нем разместятся спецподразделения, которые обеспечивают охрану акватории предприятия. Стройку отчасти финансируют США. А завершиться она должна уже в этом году.
В прошлом году с территории «Атомфлота» было вывезено на спецкомбинат «Маяк» два эшелона по 12 контейнеров каждый с отработавшим ядерным топливом атомных ледоколов. Кроме того, на площадке предприятия было перегружено ОЯТ одного из европейских исследовательских реакторов, а также одной из утилизированных российских атомных субмарин. Это топливо также было отправлено на спецкомбинат «Маяк».
Рассказал Николай Мантула и о ситуации с утилизацией судов атомного технологического обеспечения. В частности, на судоремонтном заводе «Нерпа» начались подготовительные работы к постановке на стапельную плиту плавтехбазы «Лепсе». Пока речь идет о подготовке и утверждении соответствующей документации. Затем начнутся демонтаж оборудования и срезка надстройки судна. Эти работы будут проведены на плаву. После этого «Лепсе» поставят на стапель.
А вот ПТБ «Володарский» уже находится на стапельной плите. Правда, не на «Нерпе», а в пункте длительного хранения в Сайда-губе. Радиоактивные отходы с судна выгружены. Сейчас продолжаются работы по разделке корпуса.
Рассказав о положении дел, специалисты «Атомфлота» ответили на вопросы гостей. Один из них, заданный секретарем общественного совета Сергеем Жаворонкиным, касался перспектив эксплуатации теплохода «Россита». Это судно, напомню, предназначено для перевозки контейнеров с отработавшим ядерным топливом и радиационно опасными отходами любого типа. Сразу уточню: судно было построено в Италии не по заказу «Атомфлота», а в рамках большой программы по реабилитации северных территорий. Мурманское предприятие приняло контейнеровоз еще летом 2011 года. Но судно до сих пор фактически не используется. С чем это связано?
- Основная задача «Росситы» связана с губой Андреева и Гремихой, - пояснил Мустафа Кашка. - По Гремихе мы частично вопросы закрываем «Серебрянкой». А из губы Андреева отработавшее ядерное топливо пока активно не вывозится. Проводятся только разовые операции. Так что на сегодня мы фактически лишь несем по судну эксплуатационные расходы. Но мы надеемся, что в следующем году начнется вывоз топлива из губы Андреева. Впрочем, это, конечно, вне нашей компетенции.