20-24 июня в Вене (Австрия) проходит министерская конференция МАГАТЭ, посвященная урокам «Фукусимы». Россия передала МАГАТЭ поправки к Конвенции о ядерной безопасности. В частности, российская сторона предлагает дополнить конвенцию регламентом координации и взаимодействия стран, эксплуатирующих АЭС организаций и регулирующего органа в целях управления аварией и снижения уровня ее последствий. Кроме того, Россия выдвинула предложение предусмотреть ответственность страны, использующей ядерную энергию, по обеспечению уровня ядерной безопасности не ниже стандартов МАГАТЭ, а также создание в странах, начинающих использование атомной энергетики, инфраструктуры в соответствии с рекомендациями агентства и при содействии страны-поставщика реактора. Также Россия считает необходимым усовершенствовать действующие стандарты МАГАТЭ в области безопасности.
Александр Лопаткин, заместитель директора - генерального конструктора ОАО «НИКИЭТ» по НИОКР:
Гармонизация требований к ядерной и радиационной безопасности важна, особенно в современной обстановке. МАГАТЭ должно создать согласованный со всеми странами – пользователями атомной энергетики набор нормативов, обязательный для всех. И утвердить его на высоком уровне – на конференции МАГАТЭ стран-участниц. Национальные требования не должны быть мягче, чем требования МАГАТЭ (в существенной мере это на сегодня реализовано, но не является обязательным).
Международное сотрудничество эксплуатирующих национальных организаций по оценке безопасности АЭС (так называемые стресс-тесты) очень полезно. Совместные проверки, обмен результатами национальных проверок, привлечение экспертов МАГАТЭ или международного объединения эксплуатирующих организаций – формы могут быть разные. Однако такое сотрудничество должно проходить в рамках национального законодательства и по заказу (под контролем) национальных организаций, поскольку есть опасность из полезного действия перерасти в элемент конкурентной борьбы и промышленной разведки.
«Фукусима» показала настоятельную необходимость разработки и утверждения регламента предоставления (сроки, техническое описание событий, радиационный фон и т.д.) информации о ядерной/радиационной аварии в МАГАТЭ и в соседние страны. Международная техническая помощь, посещение аварийного объекта должны допускаться только по запросу страны - обладателя АЭС. МАГАТЭ следовало бы организовать экспертную группу по сбору и оценке информации по авариям на ядерных объектах (в первую очередь по Фукусиме) для выработки типовых рекомендаций по мероприятиям при запроектных (катастрофических) авариях. Реализовать это предложение возможно и необходимо, трудно представить несогласие с такой постановкой вопроса, поскольку речь идет о существовании атомной энергетики как отрасли.
Николай Кузелев, директор Института развития НИЯУ МИФИ, эксперт ядерной секции ГД, профессор:
МАГАТЭ – это своего рода ООН в области атомной энергетики. В моем понимании, прежде чем создавать какую-то международную группу экспертов, можно начать с повышения статуса самого Агентства, и надо дать ему определенные полномочия вплоть до закрытия каких-то станций, которые не хотят выполнять международные требования.
Мы совершенно четко накладываем жесткие меры в случае потери топлива или неправильного его использования, за счет этого сдерживая распространение. Такие же меры могут и должны быть с позиции безопасности.
Совершенно очевидно, что международные соглашения могут быть не только на уровне МАГАТЭ, как сейчас это происходит. Они могут быть на уровне государств и первых лиц. Без этих соглашений будет сложно работать тем же экспертам. Ведь в этом случае к ним обязаны будут прислушиваться, а не как это было в Японии, когда наши специалисты приехали и уехали. На самом деле экспертов в мире достаточно много, и они разбросаны сильно. Даже наши специалисты работают при МАГАТЭ, находясь в разных точках мира.
С моей точки зрения, узкопрофессиональное общение можно организовывать чаще, чем один раз в полгода. Я сейчас ратую за дистанционные курсы повышения квалификации.
От этого сегодня никуда не деться – это современные требования, после которых напрашивается и экзамен-тестирование для экспертов. Как бы мы ни уважали мнение какого-то специалиста, оно не должно быть основополагающим для всего мира. Экспертное сообщество как раз и будет осуществлять такую функцию. Ведь не зря говорят, что одна голова – хорошо, а две – лучше.
Если взять опыт «Фукусимы», то в этой связи специалисты высказывали общие тезисы, единые для них, так как есть огромнейшая школа, большой опыт, за счет которого приходили к конкретным выводам. Это значит, что у нас уже есть экспертное общество, в котором пусть и разными словами, но говорили об одном и том же. Чтобы его слушали, надо законодательно обеспечить это на самом высоком уровне. И второй важный момент – необходимо это экспертное мнение быстро формировать. Для этого нужны современные методы коммуникации, которые можно использовать через Интернет в режиме онлайн. И это направление надо развивать так, чтобы не любой желающий мог влезть, а процесс серьезно контролировался, как на АЭС. В этом случае информация для общественного мнения будет появляться в нужный момент и не приходилось бы ее ждать. Эта информация будет еще и объективно подконтрольна, и соответственно будет подразумевать ответственность.
Андрей Климов, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по международным делам:
Российские предложения, сделанные на заседании МАГАТЭ в Вене – здравые и взвешенные. Авария в Японии показала, что активное взаимодействие стран, эксплуатирующих ядерную энергетику, просто необходимо. Нужен также, я в этом убежден, и международный контроль над безопасностью действующих в мире атомных станций. И здесь роль МАГАТЭ трудно переоценить.
Если проанализировать ситуацию с АЭС «Фукусима», то отчетливо видно, насколько трудно одной стране, даже такой высокоразвитой, как Япония, в одиночку справиться с аварией на атомной станции, следствием которой является крупная утечка радиации. Здесь просто необходимо привлечение специалистов из тех стран, которые имеют большой опыт в эксплуатации АЭС. И тут, конечно, нельзя недооценивать роль нашей страны, которая имеет огромный опыт в ликвидации последствий радиоактивного загрязнения. У нас накоплена большая база знаний не только по тому, как ликвидировать такие аварии, но и как обеспечить безопасную работу атомной станции – ведь эта тема стала одной из важнейших после Чернобыля. Так что России есть что предложить мировому ядерному сообществу в плане своих компетенций.
Сегодня уже понятно, что отказа от ядерной энергетики в мире не будет. От нее отказываются либо те, кто и так в среднесрочной перспективе собирался это сделать (как, например, Германия) или те, кто только намеревался заняться ее развитием. Остальные страны, в которых доля ядерной генерации достаточно высока, явно не планируют сворачивать свои программы развития мирного атома. И здесь важнейшими темами на повестке дня становятся, во-первых, безопасность, а во-вторых, международная интеграция – опыта, человеческих ресурсов и технологий. Как я понимаю, предложения Росатома на сессии МАГАТЭ были направлены именно на это. И то, что Франция уже высказалась в поддержку российских инициатив, свидетельствует о том, что они отвечают ожиданиям мирового сообщества, и показывает высокий авторитет в мире наших ядерных технологий.
Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике:
Россия обладает передовыми технологиями в сфере ядерной энергетики, и то, что большинство российских предложений нашло поддержку у участников конференции МАГАТЭ, показывает, что с мнением нашей страны в том, что касается работы атомных станций, в мире считаются. Это хорошее подтверждение наших лидерских позиций на мировом ядерном рынке.
Думаю, что одной из причин катастрофического развития ситуации на АЭС «Фукусима» стала определенная замкнутость японских атомщиков. Они не просили помощи у мирового сообщества, придерживали информацию о реальном положении дел. В результате мы имеем то, что имеем, а ведь этих неприятностей, я уверен, можно было бы избежать, если бы было налажено взаимодействие между странами, имеющими опыт в эксплуатации АЭС. Механизм такого взаимодействия необходимо создавать, особенно в области безопасности атомных станций.
Тут нам есть что предложить мировому сообществу. У нас накоплен огромный опыт ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и могу предположить, что японцам он бы сейчас очень пригодился, если бы они решили им воспользоваться. Безопасности у нас на атомных объектах вообще уделяется огромное внимание, сразу после начала событий на Фукусиме были организованы масштабные проверки всех российских атомных станций, в том числе и международными экспертами. Последние, кстати, дали высокую оценку российским АЭС.
Положительным фактом считаю то, что уже практически все операторы АЭС, в том числе и Россия, высказали готовность провести у себя стресс-тесты АЭС при участии международных экспертов. Это говорит о том, что в большинстве стран, эксплуатирующих АЭС, понимают: ответственность перед мировым сообществом на них всех лежит коллективная и жить по принципу «моя хата с краю» вряд ли получится. Согласие на стресс-тесты при участии международных экспертов – хороший задел на будущее в плане дальнейшего взаимодействия всех операторов атомных станций.
Виктор Сидоренко, председатель научно-технического совета Росатома по техническому регулированию, советник дирекции РНЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН:
Сейчас действительно нужно обсуждать форму дальнейшего взаимодействия операторов, их взаимной поддержки, изменять нормы, которые есть или нет. Требования должны быть к операторам не общие, а конкретные. Можно ведь требовать от государств, подписавших какую-нибудь конвенцию о ядерной безопасности, выполнять требования, но они не такие, которые могут заставить подчиняться единым стандартам, техническим требованиям.
Сегодня эти требования рамочные, и их надо уточнять. Операторы сегодня объединены? Да! Обязаны сообщать друг другу по имеющимся международным соглашениями, конвенциями об оповещении информацию. Вроде бы да, но не очень четко. В конвенции надо ввести обязательную строчку, что операторы обязаны давать информацию, легализовать ее в больших, чем сегодня записано, объемах. И это часть того, что стоит за формулировкой «объединение усилий операторов АЭС». Поэтому важно прописать все более тщательно и детально. Нужно ввести элемент большей конкретности в обязательных требованиях, сделать их более детальными. Плюс необходим элемент большей ответственности государства в выдаче достоверной информации вовремя. Взаимная проверка операторов не должна носить формальный характер – чтобы не панибратски общение происходило, а был элемент здоровой критики. И все это не требует менять саму структуру, например того же WANO (Всемирная организация операторов АЭС), нужно просто направить и настроить всех в конструктивное русло.
Мы в России руку набили – у нас одни из самых жестких требований по безопасности в мире. Формы обязательности требований к безопасности надо обсуждать, чтобы не было диктата, но были рамки, от которых никто не сможет отвертеться. Как только какая-то страна начинает развивать атомную энергетику, она должна доказать, что имеет потенциал, техническую и кадровую базу для этого. Есть даже элемент международного права, который должен проявить себя. Но в какой форме – это надо обсуждать.
То есть нужна международная группа специалистов, которая могла бы интегрировать имеющийся в разных странах опыт, помочь оценить состояние объектов атомной энергетики и в случае необходимости реагировать на какие-то серьезные ситуации. Группа разовая может быть для того, чтобы это все сформулировать. А в целом хорошо бы иметь орган постоянный, но в какой форме – в составе WANO или под эгидой МАГАТЭ – надо еще обсуждать. Ведь специализированный и самостоятельный орган – это развитие бюрократии, которое никому не нужно. И торопиться с такими решениями нельзя. Лучше сначала все продумать и обсудить, чем городить огород для того, чтобы показать активность деятельности.