Закон об обращении с радиоактивными отходами (РАО), принятый Госдумой и одобренный в среду Советом Федерации, мало повлияет на работу спецпредприятий по переработке и хранению отходов атомной промышленности, зато упорядочит деятельность организаций, которые эти отходы образуют, считают эксперты.
"Мы как занимались приемкой и кондиционированием отходов, так и будем заниматься - ничего не изменится. Думаю, закон больше повлияет на деятельность эксплуатирующих компаний, которые эти отходы делают", - рассказал РИА Новости директор Ленинградского отделения ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" госкорпорации "Росатом" (бывший Ленинградский спецкомбинат "Радон") Александр Игнатов.
Ситуация поменяется для тех, кто работает с "мирным атомом" и образует в процессе своей деятельности радиоактивные отходы низкой и средней активности, говорит руководитель Северо-Западного отделения общественной экологической организации "Зеленый крест" Юрий Шевчук.
"Ранее эта отрасль была неупорядоченной, теперь же вводится понятие опасности малых доз радиоактивного загрязнения и главное - устанавливается ответственность за ненадлежащую работу с такими отходами", - сказал он РИА Новости.
При этом для многих медицинских, научно-исследовательских, производственных учреждений "жизнь может несколько осложниться", полагает Шевчук. Это связано с тем, что в цикле сбора, хранения, транспортировки, переработки и конечного захоронения РАО эксплуатирующие компании обязаны будут соблюдать все правила работы с РАО и следить за их выполнением до момента доставки на спецпредприятие.
"Раньше никто, по сути, не отвечал за утилизацию РАО. Если на складе валялись слабо зараженные детали или какие-то отходы медпромышленности, они могли лежать на предприятии годами. Здесь необходим именно госконтроль", - отметил Шевчук.
Директор центра ядерной и радиационной безопасности (РЭС центр), физик-ядерщик Михаил Рылов добавил, что принятие закона о РАО позволит решить проблему накопления отходов не только на гражданских, но и частично на военных предприятиях и закрытых объектах.
"Введение понятия национального оператора по работе с РАО, на мой взгляд, разумно. Он позволит уделить больше внимания части предприятий, связанных с Минобороны. С ними тоже можно наладить нормальную работу, просто на это потребуется больше времени и сил. Гражданский "мирный атом" все-таки гораздо меньше запущен", - полагает Рылов.
Необходимость введения национального оператора по обращению с РАО в России Рылов объясняет тем, что даже общие для бизнеса правила работать не будут, если при этом нет чьей-то единоличной ответственности. При этом недостатки у нового закона имеются, но их должно решать исключительно экспертное сообщество, добавил он.
"Этот закон должны были принять еще в 1995 году. Если бы это произошло, возможно, проблема РАО не стояла бы перед современной Россией так остро", - подытожил Рылов.
Цель закона о РАО - установить правовой режим обращения с вновь образующимися и ранее накопленными радиоактивными отходами. Положения законопроекта обеспечивают гарантии безопасности и сохранения госконтроля обращения с РАО.
В документе прописаны полномочия правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпорации "Росатом", органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления, национального оператора по обращению с РАО, а также обязанности предприятий, производственная деятельность которых приводит к образованию радиоактивных отходов.
Определены требования по захоронению РАО, их государственному учету, хранению, контролю и регистрации, осуществлению контроля за радиационной обстановкой и радиационному мониторингу.