Транспортирование радиоактивных материалов (РМ) является одним из неотъемлемых элементов технологической цепочки в деятельности предприятий атомной промышленности и целого ряда организаций, а обеспечение безопасности этого процесса является особо актуальной задачей, определяемой российским законодательством.
Сложность решения этой задачи обусловлена рядом факторов:
- большой протяженностью маршрутов транспортирования;
- ограниченностью сил охраны и сопровождения транспорта с РМ;
- удаленностью мест дислокации подразделений реагирования силовых структур и аварийно-спасательных формирований от мест возможного нападения на транспорт или транспортной аварии с радиационным фактором.
Поэтому определение местоположения транспортного средства является неотъемлемой составляющей обеспечения безопасности транспортирования РМ.
К настоящему времени вышел ряд документов федерального уровня, направленных на создание системы безопасного транспортирования радиоактивных материалов и предписывающих оснащение транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. К таким документам, в частности, относятся Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» и приказ Минтранса России от 26.01.2012 №20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2012 года).
В 2011 году руководством Госкорпорации «Росатом» принято решение о создании Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РВ и РАО), а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на базе технических средств спутниковой навигации ГЛОНАСС – системы АСБТ-ГЛОНАСС. Новая система создается на базе существующей, введенной в промышленную эксплуатацию, Автоматизированной системы безопасного транспортирования ядерных материалов I и II категорий (АСБТ).
Таким образом, в настоящее время в Госкорпорации «Росатом» деятельность по обеспечению мониторинга перевозок РМ осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение функционирования находящейся в промышленной эксплуатации в Госкорпорации «Росатом» Автоматизированной системы безопасного транспортирования ядерных материалов I и II категорий;
- создание Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок РВ и РАО, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом.
Автоматизированная система безопасного транспортирования ядерных материалов I и II категорий
АСБТ – это совокупность комплексов средств автоматизации, средств физической защиты, персонала и сил охраны, обеспечивающих безопасность транспортирования радиоактивных материалов железнодорожным и автомобильным транспортом.
В структуру АСБТ входит сеть диспетчерских пунктов (ДП):
- центральный диспетчерский пункт Госкорпорации «Росатом»;
- региональные диспетчерские пункты, развернутые на предприятиях Госкорпорации «Росатом» – перевозчиках ЯМ;
- диспетчерский пункт Главного штаба внутренних войск МВД России;
- технический диспетчерский пункт на ФГУП «СНПО «Элерон».
Все диспетчерские пункты оборудованы комплексами средств автоматизации и связи, которые обеспечивают прием сигнала тревоги, обмен речевыми сообщениями и данными с транспортными средствами, другими диспетчерскими пунктами, оповещение других структур, обеспечивающих безопасность перевозки, а также решение задач по информационной поддержке принятия решения в чрезвычайных ситуациях. Схема информационного обмена в АСБТ представлена на рисунке 1.
Кроме того, АСБТ включает в себя технические комплексы, установленные на транспортных средствах, предназначенных для перевозки ЯМ. В перечень транспортных средств, оборудуемых комплексами АСБТ, входят:
- специальные грузовые железнодорожные вагоны и автомобили, выполняющие перевозки ЯМ;
- специальные вагоны и автомобили охраны;
- специальные автомобили разведки.
Транспортные средства оборудуются комплексами средств автоматизации, обеспечивающими контроль состояния физической защиты перевозимых ЯМ, определение местоположения транспортного средства, защиту информации, обмен речевыми сообщениями и данными с диспетчерскими пунктами, в том числе передачу сигнала тревоги в случае чрезвычайной ситуации, а также информационный обмен в железнодорожном составе и в колонне автомобилей.
Разработчик системы и поставщик комплексов АСБТ – ФГУП «СНПО «Элерон».
Для определения местоположения транспортного средства используется навигационный приемник спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС/GPS» («ГАЛС-П-АСБТ»), который разработан специально для системы АСБТ и учитывает требования по обеспечению информационной безопасности. На данный приемник получено свидетельство об утверждении типа средств измерений, выданное Росстандартом и Минобороны России.
Отраслевая автоматизированная система мониторинга перевозок РВ и РАО
В Госкорпорации «Росатом» решается задача создания Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок РВ и РАО, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на базе технических средств спутниковой навигации ГЛОНАСС (АСБТ-ГЛОНАСС). Разработчик системы и поставщик комплексов АСБТ-ГЛОНАСС – ФГУП «СНПО «Элерон».
В настоящее время создан базовый программно-технический комплекс АСБТ-ГЛОНАСС (бортовое оборудование транспортного средства, перевозящего РВ и РАО, и пункт транспортного контроля), обеспечивающий мониторинг транспорта, а также передачу аварийного сигнала на пункты контроля предприятий – перевозчиков РВ и РАО. В состав комплекса входит аппаратура ГЛОНАСС/GPS, имеющая необходимый комплект разрешительных документов.
Оснащение транспортных средств предприятий отрасли базовым программно-техническим комплексом АСБТ-ГЛОНАСС позволит в полной мере выполнить требования постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
Применение комплекса обеспечивает решение следующих задач:
- мониторинг местоположения транспортных средств, перевозящих РВ и РАО;
- оперативное реагирование на нештатные (аварийные) ситуации;
- контроль условий транспортирования (скорости, пройденного пути, времени и места стоянок);
- формирование отчетов по использованию транспортного парка предприятий Госкорпорации «Росатом».
Аппаратурой АСБТ-ГЛОНАСС уже оснащены транспортные средства ряда предприятий отрасли.
В настоящее время ведутся работы по созданию комплекта расширения для базового программно-технического комплекса АСБТ-ГЛОНАСС. Усовершенствованный комплекс позволит дополнительно осуществлять контроль состояния датчиков, установленных на транспортных средствах и предназначенных для проверки физической защиты, пожарной безопасности, расхода топлива, состояния нагрева букс вагонов, состояния водителя и т.д.
Передача данных с транспортного средства на пункт транспортного контроля предприятия-перевозчика осуществляется по сотовому каналу связи GSM и сети Internet. Схема информационного обмена приведена на рисунке 2.
Общей чертой двух систем – находящейся в промышленной эксплуатации АСБТ, обеспечивающей мониторинг транспортирования ядерных материалов I и II категорий, и создаваемой АСБТ-ГЛОНАСС, предназначенной для мониторинга перевозок РВ и РАО, – является реализация двухуровневого контроля обеспечения безопасности перевозимого груза. Первый уровень – это диспетчерские службы предприятий-перевозчиков РМ, второй – диспетчерские службы Госкорпорации «Росатом», включая ДП аварийно-технических центров.
Таким образом, использование в Госкорпорации «Росатом» аппаратуры систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS для мониторинга перевозок радиоактивных материалов обеспечивает безопасность их транспортирования и минимизацию ущерба от возможных кризисных ситуаций для персонала, населения и окружающей среды.
Автор
external link, opens in a new tab
Давыдов Юрий Львович,external link, opens in a new tab
заместитель генерального директора ФГУП «СНПО «Элерон»