Распад Советского Союза и последующие за этими событиями экономические трудности 1990-х годов обострили ряд вопросов, связанных с выполнением международных обязательств России, включая ликвидацию большого количества носителей и ядерных боеприпасов по договору СНВ-2, разборку ядерного оружия, вывезенного из Казахстана и Украины, останов семи реакторов – наработчиков оружейного плутония, а также другие проблемы наследия времен «холодной войны» и гонки ядерных вооружений. Кроме этого были ужесточены требования по обеспечению безопасности и физической защиты при хранении ядерных материалов, выводимых из оборонных программ России. Учитывая экономические трудности, которые наша страна переживала в те годы, с таким объемом задач было бы трудно справиться без широкого международного сотрудничества, которое началось в начале 1990-х годов с осуществления соответствующих программ, прежде всего, с США, а впоследствии и с другими странами.
Первым практическим шагом в этом направлении стало подписание в июне 1992 года межгосударственного Соглашения между Российской Федерацией и США относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, давшее старт так называемой программе Нанна-Лугара («Совместное уменьшение угрозы», CTR). Сразу после подписания соглашения началась его реализация в сферах безопасного обращения с ядерными материалами, высвобождаемыми в результате сокращения ядерного оружия, повышения сохранности и безопасности ядерных материалов, ядерной безопасности, обращения с радиоактивными отходами, реакторных технологий и ядерного топливного цикла, совершенствования экспортного контроля. С этой целью в рамках соглашения был подписан ряд других соглашений, конкретизирующих отдельные проекты.
Одним из них было соглашение о строительстве безопасного и надежного хранилища для хранения избыточных для целей обороны оружейных материалов – урана и плутония. В результате его реализации в 2003 году было завершено строительство и принято в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией хранилище делящихся материалов, сооруженное при содействии США на территории ФГУП «ПО «Маяк». В настоящее время продолжается плановая загрузка делящихся материалов в это хранилище.
Прекращение наработки оружейного плутония
С целью прекращения производства оружейных расщепляющихся материалов в сентябре 1997 года было подписано российско-американское соглашение о сотрудничестве в отношении реакторов, производящих плутоний. Оно предусматривало остановку таких реакторов, как в России, так и в США. Однако три реактора этого типа в Северске и Железногорске не могли быть остановлены в силу того, что они снабжали эти города электричеством и теплом. Для создания альтернативных источников тепловой и электрической энергии, которые позволили бы вывести их из эксплуатации, в 2003 году было заключено Соглашение между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Министерством энергетики Соединенных Штатов Америки о прекращении производства плутония на действующих реакторах АДЭ-4, АДЭ-5 в городе Северске Томской области и реакторе АДЭ-2 в городе Железногорске Красноярского края. В рамках этого соглашения было принято решение о реконструкции ТЭЦ в городе Северске и строительстве вблизи города Железногорска нового источника тепловой и электрической энергии на органическом топливе. В 2008 году реконструкция ТЭЦ в Северске была завершена и реакторы АДЭ-4 и АДЭ-5 остановлены.
В соответствии с решением Российской Федерации, объявленным Президентом России Дмитрием Медведевым в ходе вашингтонского саммита, в апреле 2010 года в России закрыт реактор АДЭ-2 в Железногорске. Таким образом, в России остановлены все 13 реакторов, нарабатывавших оружейный плутоний. В США также остановлены все 14 реакторов аналогичного назначения.
В настоящее время завершается подготовка к пуску первой и второй очереди в составе четырех котлов Железногорской ТЭЦ, а в 2009 году была запущена так называемая «перемычка», соединившая тепловые сети Сосновоборской ТЭЦ, Железногорской ТЭЦ и города Железногорска для подачи тепла в город до пуска строящейся ТЭЦ. Таким образом, в связи с остановкой реактора АДЭ-2, к отопительному сезону 2010-2011 годов была обеспечена подача тепла в Железногорск.
Уменьшение запасов делящихся материалов
На снижение объема запасов расщепляющихся материалов направлены два российско-американских соглашения: Соглашение между правительствами России и США об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия (Соглашение ВОУ-НОУ, известное как программа «Мегатонны в мегаватты», 1993 год), а также Соглашение об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области (2000 год).
Соглашение ВОУ-НОУ предусматривало коммерческую поставку в США низкообогащенного урана, произведенного предприятиями Госкорпорации «Росатом» из 500 т высокообогащенного оружейного урана, для использования в качестве топлива на американских АЭС. За годы выполнения соглашения сумма валютных поступлений в федеральный бюджет России превысила $9 млрд США, которые использовались на финансирование работ по повышению безопасности атомной энергетики, развитие фундаментальной и прикладной науки, экологическую реабилитацию территорий, конверсионные программы Госкорпорации «Росатом». Кроме того, на территорию Российской Федерации возвращен природный уран (природная компонента НОУ) ориентировочной стоимостью около $2,7 млрд. Поставки в рамках Соглашения ВОУ-НОУ обеспечивают около 40% потребностей атомных электростанций США в ядерном топливе. Завершение выполнения Соглашения ВОУ-НОУ ожидается в 2013 году. В свою очередь, американская сторона объявила избыточными 174 т ВОУ, которые она также намерена преобразовать в топливо для АЭС.
По соглашению 2000 года США и Россия взяли на себя обязательства утилизировать по 34 т плутония оружейного качества, обеспечив паритетность – как по общему объему этого материала, так и по количеству плутония в виде чистого металла, изъятого непосредственно из ядерных боеприпасов (по 25 т с каждой стороны). Однако началу реализации этого соглашения препятствовало отсутствие достаточного объема финансирования предусмотренного соглашением сценария утилизации такого плутония с использованием реакторов типа ВВЭР из внешних для России источников. 13 апреля 2010 года в Вашингтоне был подписан протокол, вносящий изменения в это соглашение (Протокол 2010 года). В соответствии с этим документом, утилизация российского избыточного плутония оружейного качества будет осуществляться в основном путем использования плутония в качестве топлива реактора БН-800, что отвечает целям и задачам основных направлений развития атомного энергопромышленного комплекса. Реализация американской программы утилизации будет осуществляться на легководных реакторах. При этом как в России, так и в США будут применяться согласованные процедуры мониторинга и инспекций, предусмотренные соглашением 2000 года, для подтверждения выполнения положений этого соглашения в отношении утилизируемого плутония и подмешиваемого материала. В настоящее время по этому поводу ведутся консультации с МАГАТЭ.
Возврат топлива исследовательских реакторов российской конструкции
Другим совместным действием России, США, ряда других стран и МАГАТЭ, способствующим укреплению режима нераспространения ядерного оружия, является вывоз на территории России и США ядерного топлива исследовательских реакторов российской и американской конструкции соответственно. Относительно реакторов российской конструкции программой вывоза охвачены 14 стран – Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Казахстан, Латвия, Ливия, Польша, Румыния, Сербия, Узбекистан, Украина, Чешская Республика. Возврат топлива американского происхождения к настоящему времени произведен из Турции, Тайваня, Японии и Израиля, запланированы отправки из Мексики и Южной Африки.
К январю 2011 года в Россию ввезено (в пересчете на уран) 604 кг свежего и 986,7 кг облученного высокообогащенного топлива – то есть 1 590,7 кг ядерного топлива, которого было бы достаточно для производства около 64 ядерных взрывных устройств.
Договорно-правовой базой выполнения программы возврата топлива являются:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством США о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведенного в Российской Федерации (от 27 мая 2004 года);
- Совместное заявление президентов России и США о сотрудничестве по вопросам безопасности в ядерной сфере, подписанное в Братиславе в феврале 2005 года;
- Совместное заявление президентов России и США о сотрудничестве в ядерной сфере от 6 июля 2009 года;
- двусторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве по ввозу в Российскую Федерацию облученного топлива исследовательских реакторов.
Утилизация АПЛ и сопутствующие вопросы
Наиболее сложной проблемой наследия «холодной войны» в 1990-е годы являлась утилизация атомных подводных лодок (АПЛ), обращения с их отработавшим ядерным топливом и реабилитация переданных Госкорпорации «Росатом» береговых технических баз (БТБ).
Например, БТБ в губе Андреева является одним из крупнейших в мире хранилищ отработавшего ядерного топлива, связанного с военной деятельностью. Около 20 тыс. сборок с ОЯТ АПЛ содержались в трех блоках сухого хранения. Многие топливные сборки так или иначе повреждены, в силу чего обращение с ними становится очень трудным делом. Наряду с ОЯТ в этом пункте содержались сотни тонн различных видов твердых и жидких радиоактивных отходов с разной степенью радиоактивности и токсичности.
Россия унаследовала весь атомный флот Советского Союза и, естественно, все проблемы, связанные с выводом из эксплуатации АПЛ и надводных кораблей с атомными силовыми установками на борту, а также с береговыми базами их обслуживания. В 1998 году решением Правительства Российской Федерации Министерству по атомной энергии Российской Федерации было поручено заняться этими проблемами. Была разработана соответствующая программа комплексной утилизации АПЛ и создания необходимых объектов инфраструктуры; однако в те годы не было полноценного бюджетного финансирования этой программы.
Вместе с тем с 1998 года начали поступать средства от США в рамках вышеупомянутой программы «Совместное уменьшение угрозы». А после включения в повестку дня заседания «Большой восьмерки» в 2002 году вопроса о программе утилизации АПЛ, как части более широкой программы помощи в ликвидации наследия «холодной войны» и предотвращения распространения оружия массового уничтожения, темпы работ увеличились.
В соответствии с программой Глобального партнерства восемь государств (Великобритания, Канада, Германия, Италия, Россия, США, Франция и Япония) взяли на себя политическое обязательство выделить в течение 10 последующих лет $20 млрд на проекты содействия в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. При этом в первую очередь средства должны были пойти на российские программы разоружения, а затем на аналогичные программы в других странах, нуждающихся в помощи.
В 2003 году накануне саммита «Большой восьмерки» в Эвиане (Франция) к Глобальному партнерству присоединились еще шесть государств — Норвегия, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция и Швейцария, а также Евросоюз. В 2004 году перед очередным саммитом «Большой восьмерки» в Си-Айленде (США) о своем стремлении участвовать в программе Глобального партнерства заявили еще семь стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Дания, Новая Зеландия, Чехия и Южная Корея.
Принципиальное значение для успешной реализации программ в области утилизации АПЛ имело также подписанное в мае 2003 года в Стокгольме Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в России (МНЭПР), а также ратификация Россией в марте 2005 года Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб.
Результаты выполнения программ, финансируемых Россией и странами-участницами программы Глобального партнерства в России:
- к началу 2011 года из 198 АПЛ, выведенных из состава Военно-морского флота РФ, утилизировано 190, из них 65 – на средства международной помощи;
- полностью модернизирована система физической защиты ядерно опасных объектов;
- в 2009-2010 годах выполнены первые транспортные операции по вывозу ОЯТ из пунктов в губе Андреева и Гремихе;
- ведутся работы по созданию необходимой инфраструктуры для вывоза с площадок БТБ всего объема ОЯТ и РАО;
- демонтировано 539 РИТЭГ;
- создан надежный механизм сотрудничества по решению глобальных проблем.
Однако объем остающихся работ, требующих своего финансирования после 2012 года, все еще остается значительным. В 2011-2015 годах планируется уделить основное внимание следующим задачам:
- формирование одноотсечных реакторных блоков и размещение их на длительное береговое хранение;
- организация вывоза и переработки отработавших выемных частей реакторов АПЛ со свинцово-висмутовым теплоносителем;
- утилизация надводных кораблей, включая плавучую техническую базу «Лепсе»;
- завершение работ по вывозу РИТЭГ на демонтаж и захоронение.
Учет, контроль и физзащита
Россия проводит большую по объему и финансовым затратам работу по совершенствованию на своих предприятиях систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов. Существенную роль при этом играет Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области учета, контроля и физической защиты ядерных материалов (1999 год), в рамках которого осуществляются совместные с Министерством энергетики США проекты.
Оказание американской стороной, а также странами-участницами программы Глобального партнерства финансовой поддержки позволяет ускорить работы в этом направлении на объектах Госкорпорации «Росатом».
Следует отметить, что комплекс мер по обеспечению учета, контроля и физической защиты ядерного оружия и ядерных материалов является элементом национальной безопасности, поэтому использование такой чувствительной информации, в том числе и ее передача другой стороне, строго регламентируются законодательством России, США и других стран, вовлеченных в соответствующие проекты.
Суммируя сказанное выше, можно констатировать, что международное сотрудничество с США и другими странами оказало существенное содействие решению стоявших перед Россией сложных вопросов, заполнению разрыва между потребностями и возможностями нашей страны в обеспечении ядерной и физической безопасности, ликвидации наследия времен «холодной войны». С учетом остающихся задач, а также происходящих в мире изменений продолжение такого сотрудничества на партнерской основе остается актуальным.
Авторы
И.М. Каменских, заместитель генерального директора
В.П. Кучинов, советник генерального директора
Госкорпорация «Росатом»