Одной из основных задач ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ) является решение экологических проблем, связанных с прошлой деятельностью при реализации оборонных и энергетических программ («ядерным наследием»). Такие работы включают вывод из эксплуатации и ликвидацию остановленных ядерно и радиационно опасных объектов, реабилитацию радиационно загрязненных территорий, утилизацию отработавших радиационных установок и источников ионизирующего излучения, создание и совершенствование системы контроля радиационной обстановки.
«Ядерное наследие» и ФЦП ЯРБ
С момента создания российской атомной отрасли перед ней ставились беспрецедентно сложные научно-технические и производственные задачи.
Чрезвычайно высокие темпы строительства и ввода в эксплуатацию новых производств, отсутствие технологического опыта в первые годы развития отрасли породили серьезные проблемы в области охраны окружающей среды.
В частности, в условиях острого дефицита ресурсов и времени принимались упрощенные схемы обращения с радиоактивными отходами. В дальнейшем, на протяжении многих десятилетий решение вопросов обращения с РАО основывалось на практике отложенных решений. В работе предприятий преобладал подход, ориентированный на накопление РАО.
К середине первого десятилетия ХХ века рост экологических рисков, связанных с проведением политики отложенных решений, и перекладывание накопленных проблем на будущие поколения стали сдерживающим фактором развития атомной промышленности. Для исправления ситуации в 2007 году была принята Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в 2008 году и на период до 2015 года.
К наиболее важным направлениям ФЦП ЯРБ относятся:
- строительство, реконструкция и расширение объектов инфраструктуры по обращению с РАО, необходимых для обеспечения долгосрочной экологической безопасности и предотвращения нарастания проблем в этой области, включая строительство опытно-промышленного объекта окончательной изоляции высокоактивных отходов;
- выполнение работ по обеспечению безопасности остановленных ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе ПО «Маяк», Горно-химическом комбинате, Сибирском химическом комбинате и в других организациях;
- проведение комплексных инженерно-радиационных обследований состояния остановленных ядерных установок, пунктов хранения и других объектов «ядерного наследия», выполнение предпроектных и проектных работ по переводу объектов в состояние, обеспечивающее долгосрочную экологическую безопасность;
- снижение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду за счет модернизации защитных инженерных барьеров, перевода ядерно и радиационно опасных объектов и радиоактивных отходов в экологически безопасное состояние, реабилитации радиационно загрязненных территорий.
Государственными заказчиками программы выступают Госкорпорация «Росатом» (заказчик-координатор), МЧС России, Росгидромет, Ростехнадзор, ФМБА, Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также министерства регионального развития, промышленности и торговли, образования и науки Российской Федерации. Основные организации-участники – ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «СХК», ФГУП «ГХК», ОАО «ГНЦ НИИАР», ФГУП «ГНЦ РФ – ФЭИ».
В целом федеральной целевой программой в 2008-2015 годах предусматривается:
- ввод в эксплуатацию хранилищ РАО общим объемом 165 тыс. м2;
- инвентаризация 270 ядерно и радиационно опасных объектов;
- ликвидация 42 ядерно и радиационно опасных объектов;
- перевод в экологически безопасное состояние РАО суммарной активностью 30*1018 Бк;
- реабилитация 1484 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий;
- создание и развитие семи ведомственных и 25 региональных подсистем ЕГАСКРО.
Общий объем финансирования ФЦП ЯРБ –145 млрд рублей, в том числе из средств государственного бюджета – 131,8 млрд рублей.
Проекты по обращению с РАО
Серьезной экологической проблемой сегодня является обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами. Существующие промежуточные хранилища РАО (более 1170 пунктов хранения) не рассчитаны на надежную изоляцию отходов от окружающей среды в течение нескольких десятилетий. Требуется существенная модернизация действующих хранилищ и создание новых пунктов окончательной изоляции РАО. Большие объемы радиоактивных отходов – бассейны-хранилища жидких РАО, в том числе водоемы Карачай и Старое болото, Теченский каскад водоемов (ТКВ) на ПО «Маяк», хвостохранилища предприятий ядерного топливного цикла и т.д. – не изолированы от окружающей среды. Требуется также доработка нормативного, правового и технологического механизмов решения проблем по реабилитации объектов мирных ядерных взрывов.
В начале 2008 года руководством Госкорпорации «Росатом» принято решение о приоритетном развитии системы обращения с РАО. Принятая стратегия обращения с радиоактивными отходами в стране предполагает переход к концепции промежуточного хранения и окончательной изоляции РАО. К настоящему времени во всех федеральных округах определены объемы РАО, предполагаемых к захоронению. Специалисты Госкорпорации «Росатом» на основании анализа ряда факторов, в том числе результатов инженерно-геологических изысканий, в качестве пилотных для создания первых пунктов захоронения выбрали три площадки – в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах для захоронения низко- и среднеактивных РАО и в Нижнеканском массиве для изоляции высокоактивных отходов.
На обращение с накопленными РАО в рамках ФЦП ЯРБ предусмотрено выделение из средств федерального бюджета в среднем 4 млрд рублей в год (45 крупных проекта).
Решение экологических проблем ПО «Маяк»
Центральное место в «ядерном наследии» России занимает «ПО «Маяк». На площадке предприятия сосредоточено 90% объема всех накопленных в стране ЖРО; около 30% активности всех РАО, сотни больших и малых радиационно загрязненных зданий, установок, а также могильники отходов. В зоне влияния ПО «Маяк» расположено 94% радиационно загрязненных российских территорий.
Подобная концентрация сложных – как с научной, так и с технической точек зрения – проблем определяет специфику обеспечения экологической безопасности предприятия. В настоящее время не вызывает сомнений, что для оценки и обеспечения безопасности ядерно и радиационно опасных объектов ПО «Маяк» и выработки конкретных технических решений требуются нетрадиционные подходы.
В рамках ФЦП ЯРБ предусмотрен блок из 20 мероприятий по объектам ПО «Маяк». Они включают работы по ликвидации промышленных водоемов (Карачай и Старое болото), модернизацию систем водопользования и обращения с РАО, комплекс неотложных мер по стабилизации уровня ТКВ и разработку стратегических решений по проблеме каскада в целом.
Первоочередные задачи, которые должны быть решены на объектах ПО «Маяк» в 2015 году, следующие:
- обеспечение безопасной эксплуатации специальных промышленных водоемов;
- снижение приходной части водного баланса спецводоемов;
- выполнение работ по повышению устойчивости плотины 11;
- модернизация радиохимического завода с целью снижения количества жидких РАО;
- создание новой очереди комплекса остекловывания ВАО;
- создание комплекса цементирования САО и комплекса по переработке отходов химико-металлургического завода для полного прекращения сбросов среднеактивных ЖРО в водоемы Карачай и Старое болото
- выполнение работ по выводу из эксплуатации и консервации данных водоемов;
- разработка технологии по переводу накопленных высокоактивных РАО в формы, пригодные для безопасного долговременного хранения.
Технологии обеспечения безопасного состояния таких промышленных водоемов, как Карачай и Старое болото, разработаны и апробированы. Планомерные работы по закрытию акватории водоема В-9 (Карачай) ведутся с 1986 года. В 2015 году они должны завершиться полной ликвидацией этого водоема, при этом часть бывшей акватории приобретет статус приповерхностного хранилища ТРО. Такие же технологии будут использоваться и для ликвидации акватории водоема В-17 (Старое болото).
Теченский каскад водоемов – масштабный гидротехнический объект, в состав которого, помимо самих водоемов, входят обводные каналы, а также и плотины с водовыпускными сооружениями и аварийным водосбросом. В 2010 году в рамках ФЦП ЯРБ предусматривается создание первой очереди системы общесплавной канализации с отводом очищенных вод в левобережный канал ПО «Маяк», что позволит снизить поступление нерадиоактивных вод в каскад более чем на 3 млн м 3 в год и существенно повысить безопасность ТКВ.
Реализация ФЦП ЯРБ в 2008-2010 годах
2010 год – третий год реализации ФЦП ЯРБ. За два предыдущих года выполнен ряд мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации. В результате:
- ликвидирован открытый бассейн-хранилище жидких РАО (объект №354) на Горно-химическом комбинате;
- выведена из эксплуатации реакторная установка ФГУП «НИИП»;
- с объектов навигационного обеспечения Северного морского пути удалено и утилизировано 20 РИТЭГ, выведенных из эксплуатации;
- утилизировано пять радиационных установок и 313 закрытых радиационных источников институтов РАН;
- модернизирован пункт хранения радиоактивных источников ОАО «НИИТФА»;
- введены в эксплуатацию хранилища РАО общей мощностью 2000 м3;
- переведены в экологически безопасное состояние РАО общей активностью 5*1018 Бк;
- реабилитировано 69 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий (на ФГУП «ПО «Маяк», в ОАО «ГНЦ НИИАР», ОАО «ВНИИХТ» и других организациях);
- проведено комплексное инженерно-радиационное обследование 68 ядерно и радиационно опасных объектов (на ФГУП «ПО «Маяк», ФГУП «ГХК», ОАО «ГНЦ - НИИАР», ФГУП «ГНЦ РФ-ФЭИ», ОАО «ВНИИХТ», РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП «НИИП», ФГУП «НИФХИ», ФГУП «РосРАО»);
В 2010 году должны быть обследованы 33 и ликвидированы семь ядерно и радиационно опасных объектов, переведены в экологически безопасное состояние РАО суммарной активностью 2*1018Бк, реабилитированы 14 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий, завершено создание АСКРО на четырех предприятиях Минпромторга России и сопряжение АСКРО ГК «Росатом» и Минпромторга с ЕГАСКРО.
***
Необходимо отметить, что решение всех накопившихся экологических проблем атомной отрасли не может быть завершено в рамках реализации ФЦП на 2008-2015 годы.
За временными рамками ФЦП остаются такие важные задачи, как строительство объектов окончательной изоляции высокоактивных отходов и неперерабатываемого ОЯТ, размещение в них накопленных РАО и ОЯТ, создание сети региональных объектов захоронения средне- и низкоактивных отходов, а также размещение в них отходов российских АЭС.