ФГУП «РосРАО» накопило значительный опыт по проведению работ в области обеспечения безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии сверх установленного срока. Строго следуя нормативным документам, предприятие реализует собственный подход к осуществлению такой деятельности, что позволяет своевременно принимать обоснованные решения.
Жизненный цикл объектов использования атомной энергии (ОИАЭ) состоит, главным образом, из последовательных этапов по сооружению объекта, его функционирования и выводу из эксплуатации. Современное законодательство предусматривает при проектировании ОИАЭ включать в проектные решения установление обоснованного эксплуатационного срока и перечень мероприятий, предусматривающих процедуры и этапы вывода объекта из эксплуатации.
Значительное число ОИАЭ сооружены и введены в действие достаточно давно; сроки начала эксплуатации большого количества объектов датируются 50-60 годами прошлого века и даже ранее. В проектных решениях для этих объектов, как правило, не предусматривались ни обоснование срока их безопасного использования, ни мероприятия по выводу из эксплуатации. Для подобных ОИАЭ федеральными нормами и правилами установлен срок в 30 лет, при превышении которого эксплуатация объекта возможна, только если для этого есть обоснование.
Работы по продлению назначенного срока эксплуатации ОИАЭ, в соответствии с требованиями федеральных норм и правил, начинаются с разработки эксплуатирующей организацией программы комплексного обследования. Целью такого обследования является оценка фактического состояния ОИАЭ, определение остаточного ресурса его элементов, а также установление дефицитов безопасности для оценки возможности функционирования объекта сверх назначенного (или 30-летнего) срока эксплуатации.
Основные критерии и требования к безопасности для возможности продления срока эксплуатации ОИАЭ, за исключением блоков атомных электростанций и объектов военного назначения, представлены в «Требованиях к обоснованию возможности продления назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии» (НП-024-2000).
Этапы обоснования продления срока эксплуатации
В 2007-2008 годах в рамках мероприятий по разработке и принятию законопроекта «Об обращении с радиоактивными отходами» госкорпорацией «Росатом» была инициирована и осуществлена большая организационная работа по объединению специализированных комбинатов системы «Радон» в единое вертикально интегрированное предприятие – ФГУП «РосРАО».
С момента образования ФГУП «РосРАО» в 2008 году предприятие активно проводит работы во исполнение требований НП-024-2000. Учитывая тот факт, что на момент создания ФГУП «РосРАО» на его площадках было размещено свыше 60 объектов, срок эксплуатации которых превышал 30 лет, указанные работы имеют самые высокие приоритеты в деятельности предприятия как один из важнейших элементов обеспечения безопасности при эксплуатации ОИАЭ.
Можно выделить несколько основных укрупненных этапов при проведении подобных работ. Сначала ФГУП «РосРАО» совместно с исполнителем работ, определенным на конкурсной основе, разрабатывает общую комплексную программу работ по обследованию ОИАЭ для принятия решения по продлению срока эксплуатации, которая далее утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии, – департаментом ГК «Росатом», в подчинении которому находится предприятие. Такая программа должна определять подлежащие обследованию системы и элементы, важные для безопасности ОИАЭ, этапы комплексного обследования, методы и формы обследования, перечень подготовительных работ и т.д.
На основании общей комплексной программы разрабатываются конкретные программы обследования элементов и конструкций, важных для обеспечения безопасности, а также программы их радиационного обследования. Указанные программы утверждаются руководителем ФГУП «РосРАО» и согласовываются организацией-исполнителем работ.
После этого исполнитель приступает к выполнению, в необходимом объеме, работ, предусмотренных комплексной и конкретными программами обследований. Важной составной частью таких работ является привлечение к их выполнению технических служб и аккредитованных лабораторий радиационного контроля предприятия, специализированных материаловедческих и иных организаций, выполняющих работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии.
Остаточный ресурс элементов ОИАЭ, важных для безопасности, должен обосновываться с помощью разработанных исполнителем работ методик, утвержденных эксплуатирующей организацией и согласованных Госатомнадзором России в порядке, установленном НП-024-2000.
Общий вид типового хранилища РАО
Результаты комплексного обследования систем и элементов ОИАЭ представляются в отчете, содержащем:
- краткое описание обследованных систем и элементов, их назначение;
- перечень рассмотренной технической и проектной документации, необходимой для проведения работ;
- объем и результаты проведенных в процессе обследования контроля, испытаний, измерений, исследований и т.д.;
- выводы о результатах оценки остаточного ресурса;
- перечень элементов, выработавших свой ресурс;
- выводы о фактическом состоянии систем и элементов по результатам контроля, испытаний, измерений и исследований в процессе обследования;
- заключение о состоянии систем и элементов, а также рекомендации по реализации мер, необходимых для обеспечения их работоспособности и надежности;
- выявленные дефициты безопасности и предлагаемые компенсирующие меры;
- предложения по программам дополнительных работ для определения остаточного ресурса элементов ОИАЭ.
По результатам комплексного обследования хранилищ радиоактивных отходов ФГУП «РосРАО» в качестве эксплуатирующей организации принимает обоснованное решение о продлении срока эксплуатации ОИАЭ, которое утверждается генеральным директором предприятия и согласовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии – департаментом, которому подчинено предприятие.
Типовое хранилище РАО (вид изнутри)
Результаты работ
Основные итоги работ, проведенных ФГУП «РосРАО» в период с 2008 года по 2010 год по продлению срока эксплуатации ОИАЭ, следующие.
Начиная с момента создания предприятия осуществлен комплекс всех необходимых работ по продлению назначенного срока эксплуатации объектов использования атомной энергии для 59 ОИАЭ – хранилищ радиоактивных отходов, в том числе жидких.
Обоснованными решениями установлены дополнительные сроки эксплуатации указанных хранилищ РАО, что позволяет предприятию четко планировать последовательность, финансовое и техническое обеспечение будущих работ по выводу их из эксплуатации. В настоящее время предприятие имеет возможность легитимно осуществлять безопасную эксплуатацию ОИАЭ в дополнительные сроки, установленные решениями для хранилищ. Такие сроки, в зависимости от результатов обследований, составляют от семи до 20 лет с момента окончания работ по продлению срока эксплуатации ОИАЭ и утверждения соответствующего решения.
Качество работ по продлению сроков эксплуатации ОИАЭ и достоверность результатов, которые легли в обоснование возможности эксплуатировать ОИАЭ сверх назначенного срока, было обеспечено за счет привлечения к такому виду работ организаций, имеющих опыт в указанной области, программу обеспечения качества, лицензии Ростехнадзора России на право осуществления этих видов деятельности, (включая экспертизу документов, обосновывающих остаточный ресурс элемента или группы элементов ОИАЭ, важных для безопасности). При проведении процедур по выбору исполнителей работ ФГУП «РосРАО» в полной мере руководствовалось этими требованиями.
***
Работы по обоснованию возможности эксплуатировать ОИАЭ сверх назначенного срока являются одним из важнейших элементов обеспечения безопасного жизненного цикла объектов использования атомной энергии ФГУП «РосРАО», а в целом – и культуры безопасности. Развитие вертикально интегрированного предприятия – ФГУП «РосРАО», всхождение в его состав в ближайшее время таких крупных объектов, как ФГУП «ДальРАО», ФГУП «СевРАО», ГУП МосНПО «Радон», ставит новые задачи и вызовы при проведении работ по обоснованию возможности эксплуатировать ОИАЭ сверх назначенного срока. Это предоставляет предприятию возможность в полной мере реализовать свои полномочия и обязанности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.