30 июня 2010 г. в Санкт-Петербурге на ОАО «Балтийский завод» состоится торжественная церемония спуска на воду плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной станции (ПАТЭС). А осенью в Свердловской области пройдут экспертные слушания по сооружению подземной АЭС с аналогичным реактором. Таким образом, 2010 год в России отмечен сразу несколькими важными шагами в реализации перспективного направления энергетики – атомных станций малой мощности.
БОЛЬШОЕ СЕМЕЙСТВО МАЛЫХ
Тема атомных станций малой мощности (АСММ) сохраняет актуальность вот уже более полувека. Они не только имеют свою рыночную нишу, но в ряде случаев призваны стать практически незаменимыми источниками энергоснабжения.
Виды АСММ подразделяются на мобильные и стационарные, на наземные, подземные и плавучие. Их близкими родственниками выступают многочисленные двигатели на «атомной тяге»: от нашедших широкое применение в гражданских, военно-морских и космических до экспериментальных бронетанковых объектов и железнодорожных локомотивов, так и не переросших опытно-конструкторскую стадию. Оба направления основываются на полезных особенностях атомного энергоисточника: компактность, длительность работы на небольшом объёме топлива, высокая удельная мощность. А опыт эксплуатации атомных двигателей служит серьёзным подспорьем в создании малых АЭС.
То, что в этой области работают сразу несколько серьёзных конструкторских организаций («ОКБМ Африкантов», НИКИЭТ, ФЭИ, ИАТЭ, ОКБ «Гидропресс», РНЦ «Курчатовский институт»), не только формирует полезную конкурентную среду, но и подчёркивает экономическую значимость и хорошие перспективы АСММ.
ЭКОНОМИКА ПОЗНАЁТСЯ В СРАВНЕНИИ
Чем выше установленная мощность энергоблока – тем экономичнее выработка единицы электроэнергии – киловатт-часа. Естественно, в разумных пределах: верхнюю границу устанавливают трудности в изготовлении и транспортировке оборудования, наличие или пропускная способность линий электропередачи и критерии резервирования генерирующих мощностей (резерв в энергосистеме должен покрывать отключение самого мощного энергоблока).
Однако почти две трети территории России находятся вне зоны централизованного энергоснабжения. Это удалённые малонаселённые пространства, но именно они во многом представляют стратегическую ценность как по сосредоточению запасов полезных ископаемых, так и в оборонном значении. Их энергоснабжение осуществляется от автономных источников, чаще всего на органическом топливе, завоз которого в труднодоступные районы «влетает в копеечку» из-за требуемых больших объёмов и протяжённого расстояния. Например, в пределах одного региона – республики Саха (Якутия) – энергетическая система разорвана на несколько маломощных изолированных участков, и себестоимость выработки электроэнергии превышает аналогичный показатель электростанций, работающих на «Большой земле», более чем в 10 раз.
АСММ, базирующаяся в таком районе, конечно, проиграет по себестоимости электроэнергии энергоблоку–гигаваттнику (но его здесь строить нерентабельно: такое количество энергии не найдёт спроса), зато выиграет у традиционного энергоисточника на органическом топливе: по оптимистичным расчётам, электроэнергия может подешеветь на 30%.
ТРЕБОВАНИЯ К АСММ
География применения АСММ предъявляет специфические требования к ним.
АСММ или ее крупные функциональные блоки должны позволять удобную и безопасную транспортировку на большое расстояние. Они должны быть изготовлены на заводе практически «под ключ», с минимальным объёмом строительно-монтажных работ на месте . АСММ должны обладать высокой надёжностью, безопасностью и минимальными потребностями в управлении и техническом обслуживании на месте применения. Желателен как можно больший период работы до перегрузки ядерного топлива. Причём перегрузка эта целесообразна опять-таки в заводских условиях. Ядерные и радиационные материалы должны быть локализованы внутри АСММ, без возможности несанкционированного доступа к ним и их попадания в окружающую среду. Причём, согласно требованиям МАГАТЭ, уровень обогащения ядерного топлива должен быть ниже «оружейного» рубежа в 20%. Возвращаясь на завод для перегрузки топлива и техобслуживания, АСММ должна увезти внутри себя все радиоактивные отходы и использованное ядерное топливо, оставив за собой чистую площадку класса «зелёной лужайки».
РОЖДЁННЫЕ ПОЛЗАТЬ…
С 60-х по 80-е годы прошлого века конструкторы не оставляли попыток поставить малую АЭС на гусеницы или колёса.
В 1961–1965г.г. прошёл полевые испытания опытный образец так называемой «ТЭС-3». Её составляли четыре гусеничных самоходных транспортёра на усиленной базе тяжёлого танка Т-10 (с дополнительными катками и более широкими гусеницами). На двух транспортёрах были смонтированы водо-водяной реактор и парогенератор, а на двух других размещались турбогенератор с электрической частью, системы управления и обеспечения работы станции, электрическая мощность которой составляла 1,5 МВт.
В середине 80-х годов в Белоруссии был практически готов колёсный вариант малой АЭС «Памир», базирующийся на шасси МАЗ-537 «Ураган». Являясь объектом двухцелевого назначения, он был предназначен для работы в широком диапазоне температур, поэтому конструкторы применили газоохлаждаемый реактор. Четыре автофургона, соединённые газовыми шлангами высокого давления, составляли малую АЭС электрической мощностью 0,6 МВт – этого вполне хватало для обеспечения работы спасателей в районе стихийного бедствия или питания радара ПВО, оставшегося без штатного энергоснабжения в военное время. Но Чернобыльская авария закрыла проект, а уже готовые «Памиры» отправились «под нож».
Все проекты наземных самоходных АЭС имели неустранимые проблемы, не оставившие им шанса на широкое внедрение.
Во-первых, невозможность обеспечения качественной защиты от излучения реактора из-за его большого веса и ограниченной грузоподъёмности транспорта. Реакторный блок «ТЭС-3» весил 90 тонн, «Памира» - 60 тонн, но даже это не обеспечивало необходимой радиационной безопасности. В месте развёртывания «ТЭС-3», например, приходилось делать земляной вал, отгораживая им реакторный и парогенераторный транспортёры.
Во-вторых, жёсткие ограничения по габаритам реактора и компактности активной зоны вынуждали применять высокообогащённое ядерное топливо «оружейного» качества, что шло вразрез с международными нормами о нераспространении ядерного оружия.
В-третьих, было затруднительно обеспечить защиту самоходных наземных АСММ как от дорожных аварий, так и от террористов.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АТОМ
Что не под силу колёсным или гусеничным шасси, способен увезти железнодорожный эшелон. По проекту блочно-транспортабельная АТЭЦ с быстрым натриевым реактором и газотурбинной установкой БН-ГТ-300 занимает 7 вагонов, перемещается по железной дороге, устанавливается под легко возводимым капониром и готова к работе. Она обеспечивает потребителей как электрической, так и тепловой энергией широкого диапазона параметров – от промышленных до коммунальных.
«Железнодорожный» вариант обеспечивает лучшую радиационную защиту, и лёгкость в обеспечении эксплуатации: по мере выработки топлива заменяется и отправляется на завод только один «реакторный» вагон.
Недостаток такой АСММ заключается в том, что удалённые районы применения станций часто не имеют железнодорожного сообщения с местом расположения заводов-изготовителей.
ПУТЬ В ОДИН КОНЕЦ
В последнее время появились проекты АСММ, рассчитанные на «осёдлость»: они точно так же почти полностью монтируются «под ключ» на заводе, доставляются к месту работы и устанавливаются стационарно. Одной загрузки ядерного топлива им должно хватать на весь жизненный цикл: 25–30 лет. Остальные критерии – надёжность, безопасность, недоступность для посторонних, нераспространение ядерных материалов, минимум управления и обслуживания и т.д. – такие же, как и для стационарных АЭС. По окончании жизненного цикла такая АСММ демонтируется и вместе с накопленными радиоактивными отходами и использованным топливом увозится на завод – либо насовсем, либо для «перезарядки».
Подобные станции могут использоваться в коммунальном хозяйстве в качестве районных ТЭЦ, ориентированных на отопление и горячее водоснабжение. К их числу можно отнести проекты АСТ «Рута» с реактором бассейнового типа, АТЭЦ «Елена» с выработкой электроэнергии термоэлектрическим способом, блочно-модульную АТЭЦ «Ангстрем» с быстрым реактором, саморегулируемую по мощности АЭС «Унитерм», «Мастер» и многие другие.
Однако такие виды АСММ всё же требуют существенных строительных работ на месте установки и не отвечают критерию мобильности.
АЭС НА ПЛАВУ
Проект АСММ, которому повезло воплотиться в металле – плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС). Именно это судно строится на стапелях «Балтийского завода».
Плавучая АЭС удовлетворила всему спектру требований к АСММ. Плавучий энергоблок (ПЭБ) – это крупнотоннажное морское несамоходное судно (длина 144 м., ширина 30 м., водоизмещение 21,5 тыс. т.) способно нести полновесную радиационную защиту. Ему не нужны автомобильные и железные дороги: буксировка осуществляется по воде. Все радиационные и ядерные материалы локализованы внутри ПЭБ.. Комплект из четырёх активных зон обеспечивает длительный период эксплуатации между заводскими ремонтами. Изготовление – также почти полностью заводское, на месте установки возводятся лишь причальные гидротехнические сооружения и береговые устройства для приема и передачи электроэнергии и горячей воды (при необходимости). Расчётный срок эксплуатации – три периода по 12 лет, разделённых одногодичными интервалами для техобслуживания и перегрузки топлива в заводских условиях. Серия из нескольких ПАТЭС позволит «тасовать» их так, чтобы потребители в местах их установки не лишались энергоснабжения в течение всего срока эксплуатации.
В средней части судна располагаются реакторный отсек и отсек обращения с ядерным топливом, защищенные конструктивной защитой судна. В носовой части размещены турбогенераторный и электротехнический отсек, в кормовой – отсек вспомогательных установок и жилой блок. На борту одной ПАТЭС – две независимые ядерные энергетические установки х электрической мощностью по 35 МВт, чем достигается необходимое резервирование для потребителей в условиях недоступности других источников энергоснабжения. Реакторная установка КЛТ-40С – модернизированный вариант РУ типа КЛТ 40, – , проверенной многолетней эксплуатацией на атомных судах. . В России такие реакторы успешно работают на трёх судах: лихтеровозе ледового класса «Севморпуть» (работает с 1988г.), ледоколах с малой осадкой «Таймыр» (1989г.) и «Вайгач» (1990г.). Отличие реакторов ПАТЭС от типовых судовых установок, наряду с более совершенными системами безопасности, заключается в меньшем обогащении ядерного топлива (чтобы удовлетворить требованиям МАГАТЭ в экспортном варианте ПАТЭС).
Выдача электроэнергии от ПАТЭС к потребителям напрямую осуществляется по кабельной сети 10 кВ, к удаленным потребителям – через береговую подстанцию, повышающую напряжение до 110 кВ. Контур выдачи тепловой энергии ПАТЭС обеспечивает передачу сетевой воды температурой 150-170 градусов Цельсия береговому теплопункту, а от него – потребителям..
Северное географическое положение России способствовало тому, что наша страна стала единственной в мире обладательницей атомного ледокольного флота (всего было построено 9 атомных ледоколов и одно транспортное судно ледового класса). А отечественный военно-морской флот накопил огромный опыт эксплуатации надводных и подводных кораблей с атомными силовыми установками. Не случайно и среди отечественных АСММ наиболее подготовленным к воплощению оказался проект ПАТЭС. При этом возможности удачно совпали с потребностями: в эффективных источниках электроснабжения нуждаются не только удалённые районы Камчатки и Чукотки, но и газодобытчики новых месторождений Крайнего Севера и шельфовой зоны Баренцева моря.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ПОТРЕБИТЕЛЮ
Путь создания ПАТЭС берёт своё начало ещё в последние годы жизни Советского Союза. Международный конкурс проектов ПАТЭС, на котором, кстати, победили отечественные разработчики, состоялся ещё в 1991г. Но вернулись к этой идее лишь по прошествии десятилетия экономических катаклизмов. В 2002г. техпроект плавучего энергоблока был утверждён и прошёл экологическую экспертизу. В 2003 получил государственную лицензию.
Заказчиком-инвестором выступает Государственная корпорация «Росатом» в лице одного из своих подразделений – ОАО «Концерн Росэнергоатом», в котором для реализации этого проекта создан специальный филиал: «Дирекция строящихся ПАТЭС». В 2006г. конкурс на сооружение ПАЭС выиграл завод «Севмаш» (Северодвинск), где в апреле 2007г. состоялась закладка первой плавучки «Академик Ломоносов».
В качестве задела «Севмаш» успел изготовить порядка 120 секций корпусных конструкций ПАТЭС. Однако загруженность завода оборонными заказами и ряд экономических проблем привели к тому, что в 2008 году «Концерн Росэнергоатом» передал строительство ПАТЭС другому изготовителю – «Объединенной промышленной корпорации» (куда входит ОАО «Балтийский завод»). Это одна из крупнейших компаний судостроительной отрасли России, имеющая опыт постройки атомных и дизельных ледоколов и судов ледового класса, крупнотоннажных грузовых судов и военных кораблей. Представители заказчика рассматривали в качестве альтернативы разные судоверфи, в том числе Кореи, Японии, Китая. Но остановили выбор именно на «Балтийском заводе», со стапелей которого в своё время сошли атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», а сейчас идёт подготовка к строительству ледокола нового поколения. Строящаяся ПАТЭС должна совместить в себе нормативные требования сразу нескольких видов: Российского морского регистра судоходства, Ростехнадзора и Международной морской организации по безопасности торговых атомных судов.
«Начинку» для ПАТЭС изготовят другие организации. Главным конструктором и комплексным поставщиком реакторных установок КЛТ-40С стало ОАО «ОКБМ Африкантов», а изготавливает оборудование для них как ОКБМ, так и «Нижегородский машиностроительный завод». Проектированием и изготовлением паровых турбин ТК-35/38 (35 МВт – номинальная электрическая мощность в режиме отпуска тепла, 38 МВт – максимальная электрическая мощность при прекращении отпуска тепловой энергии) занимается «Калужский турбинный завод».
Генеральным проектировщиком ПАТЭС является ЗАО «Атомэнерго», привлекшее для проектирования плавучего энергоблока ОАО ЦКБ «Айсберг», по проектам которого создано более 100 кораблей и судов ледового класса, в том числе с ядерными установками (ледоколы «Ленин», «Арктика», «Таймыр», «Вайгач» и др.).
Всего, с учётом контрагентов, при сооружении ПАТЭС задействованы более 130 предприятий и организаций атомной, машиностроительной, судостроительной и других отраслей России.
Стапельная сборка плавучего энергоблока началась на «Балтийском заводе» в мае 2009г. После спуска на воду в конце июня 2010г., судно будет достраиваться на плаву. В конце 2010г. должно начаться возведение береговых гидротехнических сооружений на месте будущей работы ПАТЭС. Начало испытаний ПАТЭС планируется на конец 2011г., физический пуск станции должен состояться в 2012г., сдача заказчику – в конце 2012г., ввод в промышленную эксплуатацию – 2013г. Перенос сооружения с «Севмаша» на «Балтийский завод» сказался на выборе места дислокации первой ПАТЭС: оно «переехало» из архангельского Северодвинска в камчатский Вилючинск. Впрочем, сходство очевидно: оба города являются крупными военно-морскими базами, поэтому опытная эксплуатация пилотной ПАТЭС пройдёт в заведомо подготовленных и благоприятных условиях.
Не должно возникнуть проблем и с заводскими площадками для квалифицированного технического обслуживания и замены топлива. ПЭБ можно будет отбуксировать в Мурманск на базу гражданских судов «Атомфлота» или использовать военные судоремонтные заводы Камчатки и Дальнего Востока.
По информации Госкорпорации «Росатом», удельная стоимость строительства ПАТЭС достаточно высока и составляет (в ценах 2009г.) 240 млн. руб. за 1 МВт установленной мощности. Однако, по прогнозам, станция полностью окупит себя не позднее чем через 7 лет, а серийное строительство позволит снизить стоимость ПАТЭС на 30–40%.
В дальнейших планах – флотилия из нескольких ПАТЭС. В качестве перспективного рассматривается Чукотский автономный округ, и следующей может стать ПАТЭС в Певеке, а затем – в Черском. Дело в том, что на Чукотке планируется промышленная разработка месторождений золота, палладия, платины, олова, меди. Кроме того, через десять лет начнут выводиться из эксплуатации мощности Билибинской АТЭЦ, ещё раньше произойдёт выбытие Чаунской ТЭЦ, и потребуется их замещение новыми энергоисточниками.
Также Росатом подписал соглашение о строительстве 4-х плавучих АЭС с правительством Якутии. Кстати, этой республике предрекают большое будущее: по прогнозам изыскателей, Якутия может стать основным центром добычи урана в России. Более того, правительство Якутии уже обратилось в «Росатом» с просьбой об ускорении работ по созданию ПАТЭС в пос. Усть-Куйга, где разрабатывается новое золотоносное месторождение «Кючус».
ЭКСПОРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Впрочем, Росатом отнюдь не намерен ограничиваться малой серией из 5–7 ПАТЭС для внутрироссийского потребления. Проектом плавучих АЭС уже заинтересовались больше десятка других стран: Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам… В качестве перспективного рынка ПАТЭС рассматриваются и страны Латинской Америки – Бразилия, Уругвай, Чили… Мировой рынок для ПАТЭС достаточно обширен, и Россия здесь пока что вне конкуренции. Однако до заключения контрактов иностранцы хотят увидеть референтный плавучий энергоблок «в деле».
Очевидно, что тип реакторной установки КЛТ-40С для ПАТЭС был выбран именно благодаря наличию огромного опыта надёжной эксплуатации таких реакторов – чтобы быстрее выйти на рынок, не теряя времени на разработку и «доведение до ума» новой конструкции. Однако для последующих ПАТЭС рассматриваются и другие варианты: от небольших 12-мегаваттных АБВ-6М до реакторов в 300 МВт.
В освоении рынка АСММ большое значение приобрёл фактор времени, поскольку разработкой АЭС малой и средней мощности вплотную занялись уже в нескольких странах. Ведется разработка проектов в Южной Корее (SMART), Японии (4S), Аргентине (CAREM), США (IRIS), Индии (тяжеловодные реакторы). Некоторые из них являются прямыми конкурентами России в мощностном диапазоне АСММ.
АТОМ ПОДЗЕМЕЛЬЯ
О перспективах малой подземной АЭС в Свердловской области, в районе расположения «атомных городов» Лесного и Новоуральска, а также города Кушва, говорят уже давно. Однако, пожалуй, впервые эта идея нашла отклик на уровне регионального правительства: экспертные слушания запланированы на осень 2010г. решением областного премьер-министра Анатолия Гредина в рамках разработки Энергетической стратегии Свердловской области. Форум ожидается представительным: в слушаниях примут участие специалисты-атомщики из НИКИЭТ, УрФУ (УГТУ-УПИ) и «Концерна Росэнергоатом», учёные-экологи, экономисты, промышленники, электроэнергетики, коммунальщики…
Ещё в 2008г. администрация Кушвинского городского округа подписала протокол о продвижении идеи подземной АЭС с ЦНИИ им. академика Крылова, ЦКБ «Рубин» и «ОКБМ Африкантов», а также начала поиск инвесторов среди близлежащих промышленных предприятий.
Преимущества подземных АЭС в том, что они лучше защищены от нежелательных внешних воздействий, более устойчивы к сейсмическим катаклизмам, более удобны в случае локализации аварии и для вывода из эксплуатации.
Главные их недостатки – высокая стоимость строительства и ограничение по мощности энергоблока, связанное с его ограничениями по размерам. Да и конвективную систему расхолаживания («самотягой») на случай отказа принудительных систем охлаждения здесь реализовать будет очень трудно – а это одно из современных требований к безопасности АЭС.
Впрочем, на земляных работах при создании подземной АЭС в Свердловской области удастся сэкономить: в районе её предполагаемого размещения находится отработанная железорудная шахта, которая может послужить основой для размещения реакторов. А сами реакторы, кстати, могут быть те же, что и на ПАТЭС – морские КЛТ-40С, эксплуатация которых хорошо отработана.
СКВОЗЬ СОМНЕНИЯ
Атомные станции малой мощности до настоящего времени практически не применялись в гражданской атомной энергетике, поэтому у общественности возникает множество вопросов и сомнений, связанных с перспективами их массового внедрения. Сгруппируем их по тематическим блокам.
Экологическая, радиационная и ядерная безопасность. Что касается ПАТЭС – реакторы этой конструкции наработали большой опыт эксплуатации. Атомные корабли и суда с подобными установками успешно работают даже в более сложных режимах в открытом море, нежели ПАТЭС, которая основную часть своей жизни проведёт, стоя у причала. Ядерные и радиационные материалы (включая свежее и использованное топливо, а также радиоактивные отходы) локализованы в герметичных помещениях на ПАТЭС, и обращение с ними будет происходить только в специализированных заводских условиях.
Каждый из реакторов ПАТЭС заключен в стальную герметичную оболочку. В аварийных ситуациях глушение реактора обеспечивается тремя независимыми системами защиты, в том числе с использованием неотключаемых самосрабатывающих устройств. Для аварийной остановки, охлаждения активной зоны и расхолаживания реактора применяются дублирующие друг друга активные и пассивные (срабатывающие без участия человека и автоматики) системы безопасности. Безопасность будет обеспечена и при запроектных авариях – таких, как полное обесточивание с отказом управляющих систем безопасности, разрыв трубопровода первого контура с полным обесточиванием или отказом активных систем аварийного охлаждения активной зоны и др.
Особое внимание уделено функции охлаждения активной зоны реактора при авариях. Так, трубопроводы 1-го контура оснащены ограничителями истечения, исключающими существенную потерю теплоносителя. Аварийное охлаждение активной зоны при разгерметизации 1-го контура обеспечивается тремя многоканальными системами: двухканальной пассивной (с использованием гидроаккумуляторов) и двухканальными активными (с насосами подпитки и насосами рециркуляции). Но даже если бы каким-то чудом теплоноситель 1-го контура всё-таки исчез, а вдобавок отказали насосы аварийного охлаждения – активная зона всё равно сохранится под уровнем воды в реакторе и будет охлаждаться до момента подключения специальных средств аварийного расхолаживания.
Это же относится и к стационарным АСММ. Некоторые из них вообще проектируются на одну заправку топливом на весь цикл работы без доступа человека; в других проектах АСММ будут эксплуатироваться квалифицированным персоналом, как и «большая» АЭС. Обогащение топлива будет менее 20%, чтобы удовлетворить нормативам нераспространения МАГАТЭ при трансграничных перемещениях АСММ.
В отношении природных или техногенных катаклизмов АСММ защищена в той же степени, что и «большая» АЭС: и по сейсмической устойчивости, и от других внешних явлений. Например, безопасность ПАТЭС обеспечивается при ураганной нагрузке со скоростью ветра 60 м/с, 9-балльном землетрясении, падении летательного аппарата, ударе молнии, взрыве внешнего источника на берегу или на пришвартованном к борту ПАТЭС судне и т.д. Конструкция ПАТЭС гарантирует работоспособность оборудования, механизмов и систем, при ударной нагрузке не менее 3g, действующей в любом направлении, в условиях наклонов и качки.
Антитеррористическая безопасность, физическая защита. Это, кстати, одно из наиболее уязвимых мест в доктрине АСММ: ведь комплекс защитных мероприятий (как при работе на месте установки, так и при перемещениях) должен не уступать по надёжности аналогичному комплексу физической защиты «большой» АЭС, что при малой мощности объекта повлечёт удорожание вырабатываемой электроэнергии.
Однако здесь вступает в действие экономический фактор: разумеется, по ряду причин электроэнергия АСММ будет дороже, но с учётом местных экономико-географических условий она будет приемлемой по уровню рентабельности и найдёт спрос. Стоимость же самой АСММ подчиняется законам рынка: серийное производство существенно дешевле штучного.
Наконец, немаловажный вопрос: можно ли доверить малую АЭС развивающимся странам, где отсутствуют квалифицированный персонал, промышленная база, культура производства? По мнению директора ОАО «ОКБМ Африкантов» Дмитрия Зверева, проблем поможет избежать концепция «строю-владею-эксплуатирую»: продажа заказчику не самой станции, а только вырабатываемой ею энергии или другой продукции. Собственником станции, так же как и ее строителем и эксплуатирующей организацией, в этом случае остаётся Россия. Потребитель получает только производимую ПАТЭС электроэнергию, тепло, пресную воду, не имея доступа к оборудованию и технологии. Эксплуатирует станцию российский экипаж, периодическое техобслуживание, а в конце срока службы – утилизация ПАТЭС производятся также в России на специализированном предприятии.
ВЕСОМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Одно из основных преимуществ АСММ – она позволяет надёжно обеспечивать электроэнергией добычу полезных ископаемых, за которыми приходится забираться всё дальше на север, в неосвоенные районы. Мизерные объёмы потребляемого топлива, быстрота и удобство перемещения, минимум трудозатрат по разворачиванию и вводу в работу, перенесение операций по обслуживанию с площадки размещения в специализированные заводские цеха, возможность обходиться минимумом персонала, работающего вахтовым методом – всё это делает АСММ практически незаменимым энергоисточником в данной сфере.
Очень важно, что минимизируются объёмы и стоимость капитального строительства в районе размещения АСММ: все высокотехнологичные, дорогостоящие и трудоёмкие операции переносятся в специально приспособленные заводские цеха и выполняются специализированным персоналом необходимой квалификации. В результате существенно сокращается срок изготовления АСММ. Предельно упрощается решение вопросов хранения радиоактивных отходов, квалифицированного обслуживания станции и снятия ее с эксплуатации после выработки технического ресурса.
Итак: технологии позволяют, экономика не препятствует, потребность в продукции есть, сбыт на внутреннем и на мировом рынках имеет благоприятные перспективы роста. Эпоху АСММ открывают плавучие АТЭС, а следующим шагом может стать, например, внедрение атомных «районных котельных» для теплофикации жилищно-коммунального сектора городов.
Руслан НОВОРЕФТОВ, EnergyLand.info