27 октября в московском Экспоцентре прошел круглый стол «Государственный мониторинг состояния недр и региональные гидрогеологические работы», организованный ФГБУ «Гидроспецгеология» в рамках работы VIII Всероссийского съезда геологов. Ведущими круглого стола стали начальник Управления геологических основ, науки и информатики Федерального агентства по недропользованию Алексей Лыгин и заслуженный геолог РФ, генеральный директор ФГБУ «Гидроспецгеология» Анатолий Анненков.
Более ста участников из ведущих научных институтов страны и производственных геологических предприятий обсуждали результаты государственного мониторинга, актуальные проблемы гидрогеологии, искали решения и строили планы на будущее. 18 докладчиков рассказали о государственном мониторинге состояния недр на территории России, в частности, на территории Сибирского и Уральского федеральных округов, Арктической зоны, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды. Отдельное внимание было уделено правовому регулированию, теме гидрогеологического районирования и стратификации, вопросам оценки эндогенных и экзогенных геологических процессов, а также проблемам мониторинга состояния недр прибрежно-шельфовых зон и на месторождениях подземных вод.
На прошлом съезде в 2012 году были даны правовые, методические и практические предложения по улучшению работы Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) по всем направлениям деятельности. Роснедра объединяет много предприятий и определяет основную политику, связанную с лицензированием, недропользованием, геологическим изучением, в том числе с мониторингом геологической среды. Алексей Лыгин, начальник Управления геологических основ, науки и информатики Федерального агентства по недропользованию, так прокомментировал работу круглого стола:
«Восьмой съезд геологов готовился 4 года. Тема сегодняшнего круглого стола, посвященного государственному мониторингу, сформирована по тем заявкам, которые мы получили от предприятий, и охватывает федеральный, региональный и объектовый уровни работ. Освещается подход к изучению геологической среды на территории Российской Федерации. Представлено много интересных докладов с решениями задач природопользования и недропользования на конкретных объектах, в том числе и на объектах Госкорпорации «Росатом», которые исторически ведет «Гидроспецгеология». Учреждение подает очень хорошие и интересные результаты, направленные, с одной стороны, на улучшение работы предприятий атомной промышленности, а с другой стороны, на максимальное снижение негативного фактора, который может быть проявлен в процессе эксплуатации объекта и использовании ядерных материалов, в том числе отходов. Живущее вокруг ядерных объектов население должно жить спокойно и знать настоящую информацию о влиянии производства на окружающую среду. Поэтому ФГБУ «Гидроспецгеология» осуществляет контроль за природной обстановкой, которая непосредственно связана с экологическими процессами и формирует функциональную базу для того, чтобы население могло чувствовать себя защищенным и уверенным, что негативное влияние, которое оказывает предприятие, является не таким большим, и они могут спать спокойно и в дальнейшем не волноваться за судьбу своих детей».
Открыл заседание круглого стола заместитель генерального директора - директор Центра государственного мониторинга состояния недр (ГМСН) и региональных работ ФГБУ «Гидроспецгеология» Сергей Спектор. Он рассказал об основных результатах государственного мониторинга состояния недр территории Российской Федерации. Задачах, проблемах и путях и решения.
Докладчик сообщил, что государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) осуществляется в соответствии с законодательством о недрах и является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 ГМСН является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки, анализа информации с целью оценки состояния недр и прогноза его изменений под влиянием природных и техногенных факторов.
Целевым назначением ГМСН является обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан Российской Федерации достоверной и актуальной информацией о состоянии недр и его изменении под влиянием природных и техногенных факторов.
Ведение ГМСН территории Российской Федерации осуществляется в рамках трех подсистем: мониторинга подземных вод, подсистема мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов.
В рамках мониторинга подземных вод осуществляются наблюдения за уровнями (напорами) и химическим составом подземных вод основных водоносных горизонтов, оценка изменений состояния подземных вод под влиянием природных и техногенных факторов, учет прогнозных ресурсов и разведанных запасов подземных вод, учет добычи и использования подземных вод, учет участков загрязнения подземных вод, прогнозирование сезонного положения уровней грунтовых вод.
Назначение мониторинга экзогенных геологических процессов (ЭГП) заключается в обеспечении ведомств и организаций информацией о проявлениях, факторах и воздействиях ЭГП на населённые пункты и хозяйственные объекты. Такая информация необходима для управления состоянием недр, обоснования условий безопасного строительства и эксплуатации объектов и сооружений, предотвращения или минимизации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).
При ведении мониторинга ЭГП решаются следующие основные задачи: ведется учёт проявлений, факторов ЭГП и их воздействий на населённые пункты и хозяйственные объекты; изучается режим ЭГП и дается оценка региональной активности и динамики отдельных проявлений ЭГП; проводится прогнозирование ЭГП и другие работы.
Подсистема мониторинга опасных эндогенных геологических процессов предназначена для оперативного контроля за изменением напряженно-деформированного состояния горных пород сейсмоактивных зон с целью прогноза сильных землетрясений. Подсистема одновременно является составной частью федеральной системы сейсмических наблюдений и прогноза землетрясений. В рамках подсистемы ГМСН, мониторинга геодинамических (эндогенных) процессов изучаются вариации тектоно-напряженного состояния горных пород, динамика развития процессов, свойства горных пород; влияние процессов на окружающую природную среду по комплексу гидрогеологических, сейсмологических и деформационных показателей.
Докладчик обратил внимание на то, что вся информационная продукция ГМСН публикуется на сайте Центра ГМСН ФГБУ «Гидроспецгеология» www.geomonitoring.ruexternal link, opens in a new tab.
В завершении выступления докладчик отметил основные направления развития системы ГМСН, среди которых особо отличаются актуализация нормативно-правового обеспечения ГМСН, создание карт основных водоносных горизонтов территории Российской Федерации на основе разработанной карты гидрогеологического районирования и унифицированных схем гидрогеологической стратификации. Также важным направлением является создание ежегодно обновляемых карт состояния подземных вод на основе карт основных водоносных горизонтов и карт опасностей для регионов с высокой пораженностью ЭГП. Докладчик отметил, что необходимы модернизация средств измерения, передачи и накопления данных ГМСН на основе разработанной единой интегрированной информационной системы автоматизированного сбора и телеметрической передачи информации, а также совершенствование методики прогнозирования состояния недр.
Первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» Марк Глинский и Директор Центра ОМСН Андрей Глаголев представили доклад «Мониторинг состояния недр в контуре Госкорпорации «Росатом». Цели, задачи и пути их решения».
«Госкорпорация «Росатом» является не только недропользователем, но и, в основном, «недропачкателем». Важно отметить, что Госкорпорация с пониманием относится к нашей инициативе проводить модельно ориентированный мониторинг, который бы заканчивался практическими выводами и действиями. Данные мониторинга являются научно-геологической основой проведения многих мероприятий по Федеральной целевой программе, направленной на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Гидроспецгеология очень серьезно относится как к государственному мониторингу, так и к практической работе на земле»,
- отметил Марк Глинский.
Андрей Глаголев рассказал участникам, что в 2008 году Госкорпорация приняла стратегическое решение создать отраслевую систему объектного мониторинга состояния недр (ОМСН) на 55 основных предприятиях, входящих в структуру Росатома. Гидроспецгеология стала исполнителем, так как к этому моменту организация накопила достаточный опыт работ на объектах атомной отрасли.
В частности, в 1950-1975 годах Гидроспецгеология проводила гидрогеологическое обоснование и сооружение подземных частей полигонов захоронения жидких радиоактивных и промышленных отходов в глубоких геологических комплексах на СХК, ГХК и др. объектах. На полигонах испытания ядерного оружия на архипелаге Новая Земля и вблизи Семипалатинска осуществляла инженерно-геологические изыскания, разрабатывала и внедряла методики отбора проб радиоактивных продуктов из центральных зон ядерных взрывов, проведенных на большой глубине в скальных породах. В 1975-2008 годах Гидроспецгеология создавала сеть режимных гидрогеологических наблюдений, оценивала геолого-гидрогеологические условия и загрязнения подземных вод в районе наиболее значимых предприятий отрасли. С 2008 года организация развивает и поддерживает ОМСН на предприятиях Госкорпорации «Росатом».
Целью объектного мониторинга состояния недр является информационное обеспечение управляющих решений для снижения влиянии ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО) предприятий на недра.
Одна из основных задач заключается в формировании единого методологического подхода. Так, приказы Госкорпорации и ряд разработанных Гидроспецгеологией нормативных и методических документов позволили организовать работу по ОМСН в едином методическом русле.
Другой важной задачей является обеспечение достоверности прогнозных оценок. Задача выполнена за счет рассмотрения на научно-технических советах 276 отчетов по объектам предприятий Росатома, оказания методической помощи в составлении 40 объектовых программ ОМСН, выполнении обследований состояния наблюдательных сетей на 55 предприятиях, а также разработки рекомендаций по развитию и реконструкции сети ОМСН на этих предприятиях.
Третья задача заключается в эффективной работе с населением и СМИ. В рамках этого направления опубликовано 15 статей в реферативных журналах и 27 интервью в центральных российских газетах и отраслевых изданиях, представлено 38 докладов на различных конференциях и форумах-диалогах, принято участие в общественных слушаниях по КЧХК, Нижегородской АЭС, Нижне-Канскому пункту захоронения РАО, пункту захоронения РАО в Ленинградской области, пункту захоронения РАО в пос. Водный. Кроме того, при содействии Департамента коммуникаций Росатома в 2010-2012 годах опубликованы две монографии, посвященные методике проведения и результатам мониторинга на объектах Госкорпорации. Монографии стали пособием при проведении ОМСН на предприятиях атомной отрасли.
Хронология формирования ОМСН представлена на рисунке.
Основными результатами создания ОМСН стали обследование 3767 скважин на 55 предприятиях и создание новых или реконструирование систем наблюдения на 20 предприятиях. Также была создана аналитическая информационная система (АИС) ОМСН, включающая 55 абонентских пунктов и базу данных, размещенную на центральном сервере головного подразделения ФГБУ «Гидроспецгеология». База данных АИС ОМСН содержит более 100 тысяч замеров показателей, характеризующих состояние грунтов, поверхностных и подземных вод на участках размещения ЯРОО и прилегающей территории.
Важным результатом стали разработки концептуальных гидрогеологических моделей для 31 предприятия, геофильтрационных и геомиграционных моделей для 19 предприятий и постоянно действующих моделей для 11 предприятий.
Далее докладчик рассказал об основных результатах работ, достигнутых в рамках Федеральной целевой программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, действовавшей с 2008 по 2015 год (ФЦП ЯРБ-1).
На ФГУП «ПО «Маяк» результатом ОМСН были обоснованы работы по выводу из эксплуатации и консервации водоема Карачай, известного как самое большое хранилище жидких радиоактивных отходов в мире. Также обоснованы работы по укреплению замыкающей плотины Теченского каскада водоемов.
Для АО «КЧХК» обоснованы проектные решения по консервации восьми хранилищ радиоактивных отходов, расположенных на промышленной площадке предприятия. Обоснована консервация секции 1 хвостохранилища для ПАО «НЗХК».
Результаты мониторинга также использовались при решении задач вывода из эксплуатации объектов Госкорпорации, таких как корпус Б (АО «ВНИИНМ»), хранилище 227 (АО «ГНЦ РФ - ФЭИ»), ПУГР АВ-2, АВ-2 (ФГУП «ПО «Маяк»).
Одной из задач ФЦП ЯРБ-1 было повышение безопасности ядерно и радиационно опасных объектов. Так, с использованием данных мониторинга были обоснованы технические решения по предотвращению выхода загрязнения за границы промышленной площадки на ДВЦ «ДальРАО» (Фокино), мероприятия по консервации хвостохранилица в пос. Водный (Республика Коми) и вопросы водоснабжения ПАО «ППГХО».
Работы Гидроспецгеологии по мониторингу также были использованы при разработке регламента по организации и проведению реабилитации объектов подземных ядерных взрывов в мирных целях.
Важнейшим инструментом ОМСН является математическое моделирование, задачи которого состоят в эпигнозных расчетах (воспроизведение на математической модели гидрогеологических условий на участке размещения ЯРОО за весь период его эксплуатации), прогнозных расчетах воздействия ЯРОО на грунты, грунтовые и поверхностные воды, а также в обосновании оптимизации сети ОМСН и условий безопасной эксплуатации ЯРОО и, при необходимости, проведения реабилитационных мероприятий.
Подводя итог выступления, Андрей Глаголев отметил, что отраслевая система ОМСН создана и используется как важный инструмент обоснования управленческих решений по снижению влияния ЯРОО на состояния недр при обеспечении безопасной эксплуатации объектов и выводе их из эксплуатации.
В комментарии Марк Глинский пояснил, как устроена работа «Гидроспецгеологии» с Росатомом и Роснедрами:
«Наши взаимоотношения с Госкорпорацией «Росатом» основаны на соглашении между Росатомом и Роснедрами. То есть мы находимся, как и положено, в прямом административном подчинении перед Роснедрами и ведем их политику. В части мониторинга политика заключается в том, чтобы наблюдать за состоянием недр, включая состояние подземных вод. Данный мониторинг является частью государственного экологического мониторинга.
Существуют более 140 законов, курирующих государственный мониторинг, проводником в жизнь которых является Роснедра. Инструментом этого проводника являемся мы - Гидроспецгеология.
Когда-то Сергею Владиленовичу Кириенко, который так блестяще возглавлял отрасль в течение длительного времени, при первом же контакте я сказал, что мы работаем в организации (Роснедра), которая занимается государственным мониторингом. В тоже время в соответствии с Постановлением Правительства, Политбюро и ЦК КПСС в своё время мы оказывали содействие в изучении недр на горно-добывающих предприятиях и предприятиях по испытанию ядерного оружия. И поэтому поставить настоящий мониторинг по нужным методикам - это наше святое дело. Кириенко согласился заказать у нас работу. Далее мы подписали соглашение и стали работать.
В настоящее время действует Федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности до 2030 года, стоящая сотни миллиардов рублей и в которую также вложено всё то, что дает нам геомониторинг. Это конкретная и востребованная вещь для жизни. Существуют государственная политика по мониторингу, политика предприятия, а также политика крупных B2B-сообществ. Наш мониторинг и взаимодействие с Госкорпорацией «Росатом» относится к сфере политики крупных B2B-сообществ с целью охраны окружающей среды».
В завершении ведущий круглого стола Алексей Лыгин подвел итоги:
«Мы заслушали все доклады, которые были представлены. Много интересных сообщений о проведении мониторинга на федеральном, региональном и объектовом уровнях, в частности о мониторинге подземных вод, эндогенных и экзогенных процессов, шельфовых и арктических зон. Мы понимаем, что денежных средств, которые мы бы хотели получить, мы никогда не получим. И мы должны доказать, что мониторинг идет на воспроизводство минерально-сырьевой базы и на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в таких местах, где проходят опасные геологические процессы и где имеются проблемы с нашей геологической средой. Что-то практически изменить мы не можем в геологическом развитии тех или иных регионов, но изучать, прогнозировать и давать предложения - это основная задача мониторинга. И без ведения мониторинга на таких объектах мы не получим той оперативной информации, которая позволяет принимать дальнейшие управленческие решения».