С 4 по 14 октября 2022 г. в НИЯУ МИФИ прошла III Международная школа научной дипломатии. Данное мероприятие было направлено на повышение осведомленности участников об основных направлениях и инструментах научной дипломатии, на общение студентов с экспертами отрасли и на практику по созданию проектов в международной команде. Официальными языками Школы были английский и русский, что способствовало межкультурной коммуникации участников, в числе которых были представители 6 стран мира.
Мероприятие вызвало интерес не только у студентов направления «Международное научно-технологическое и промышленное сотрудничество», но и других институтов, не связанных по своей специфике с этой сферой.
4-6 октября для участников проводились лекции от представителей различных российских и международных организаций, включая экспертов из Россотрудничества, Госкорпорации по атомной энергии Росатом, Минэкономразвития РФ, Постоянного представительства РФ при международных организациях в Вене, Центра Энергетики и Безопасности (ЦЭБ), ПК ОДВЗЯИ, МАГАТЭ и НИЦ «Курчатовский институт». В этот период студенты имели возможность обсудить основные понятия, направления и национальные подходы к научной дипломатии, лично пообщаться с экспертами, а также подготовить проекты в международных командах.
6 октября была проведена экскурсия в НИЦ «Курчатовский институт», где студенты смогли вживую увидеть экспериментальный Токамак Т-15, синхротрон “КИСИ-Курчатов” и первый в мире ядерный реактор Ф-1.
В последний день этого этапа участников разделили на 6 групп для работы над проектами по следующим темам: "Future of Fusion", "Nuclear Collaborations", "Middle East Nuclear-Weapon-Free Zone", "SDG 7", "Nuclear Fuel Cycle", а также "Vaccine Diplomacy".
В период с 6 по 14 октября перед студентами стояла задача провести исследование и подготовить проекты для представления их жюри в день закрытия III Международной школы научной дипломатии. Завершением образовательной части была “защита” проектов перед членами жюри, которые предоставили ценные комментарии и объективную критику.
Мы взяли короткие интервью у некоторых участников Школы и попросили их поделиться своими впечатлениями.
Максим Комяков, студент 4 курса ЛаПлаз, проект «Future of fusion».
- Максим, ты студент ЛаПлаза, факультета, на первый взгляд, не связанного с тематикой Школы, что побудило тебя принять в ней участие?
- Во-первых, я люблю получать новый опыт и более широкие знания в своей деятельности. Во-вторых, хотел больше узнать, что за профессия «научный дипломат», какое место она занимает в научной сфере, а также какое влияние оказывает. И последним пунктом стало то, что я хотел познакомиться лучше с направлениями в науке, которые сейчас стоят в авангарде и узнать перспективы их развития.
Даниэль Лема Леконцева, студент 1 курса магистратуры ИЯФИТ, проект «Future of fusion».
- Даниэль, насколько мне известно, Школа – это не первое молодёжное мероприятие, в котором ты участвуешь. Как ты думаешь, в чём заключается уникальность именно этого проекта?
- Считаю, что в настоящее время мир нуждается в многопрофильных специалистах, чтобы развиваться и решать современные проблемы. Большинство мероприятий, в которых я участвовал, были посвящены одной сфере, обычно научной, но это первый раз, когда я посещаю мероприятие, которое дает другой подход к проблемам и позволяет всем участникам рассмотреть вопросы с другой точки зрения. Хочу отметить, что в проекте мы выслушали мнения как инженеров, так и людей, связанных с международными отношениями. Думаю, что решения, которые могут быть получены в результате такого рода взаимодействий, являются более полными и правильными к разрешению современных проблем.
Хаджимамедова Махриджемал, студентка 2 курса бакалавриата ИМО, проект «Middle East Nuclear-Weapon-Free Zone».
- Махриджемал, насколько лекции, прослушанные в рамках Школы, помогли тебе и твоей команде при подготовке проекта?
- Большинство лекций непосредственного вклада в написание нашей проектной работы не внесли, но оказались очень полезными для расширения базы знаний в сфере научной дипломатии и, скорее всего, будут использованы нами вне рамок данной Школы. Однако одна презентация оказала прямое влияние на результаты нашей работы: лекция директора Центра Энергетики и Безопасности (ЦЭБ) Антона Викторовича Хлопкова о иранской ядерной программе . Нам была предоставлена замечательная возможность получить информацию в сфере нашего исследования непосредственно от экспертов данной области».
Софья Курий, студентка 4 курса бакалавриата ИМО, проект «SDG 7».
- Софья, основная деятельность в рамках Школы уже подошла к концу, расскажи, пожалуйста, чем тебе запомнилось это событие?
- Самым ярким воспоминанием, наверное, будет последний день Школы с защитой командных работ и церемонией закрытия. Было очень приятно получить обратную связь по проделанной работе и слушать выступления других команд. Помимо этого, сейчас часть моей команды продолжила работу над научной статьей по нашему устному докладу, так что очень волнительно и приятно видеть, что работа пока что не завершилась, по большому счету. Надеюсь, что все будет доведено до логического завершения, потому как предложенная тема очень заинтересовала, и с куратором идет продуктивная кооперация».
17 ноября участники и организаторы посетили Техническую академию Росатома и первую в мире АЭС в Обнинске, где студенты поучаствовали в круглом столе, а некоторые группы выступили со своими проектами повторно. Участники, показавшие заинтересованность в работе, продолжают свои исследования с целью написания научных статей.
Международная школа научной дипломатии проходит ежегодно, и к участию приглашаются студенты всех курсов бакалавриата и магистратуры любых направлений подготовки!