Атомные ледоколы (1965)

Суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы — суда, способные плавать по покрытым льдом водами, ломая лёд специально приспособленным носом (в ряде случаев — и кормой). Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Они были сконструированы в СССР для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена.

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского – высшее учебное заведение, расположенное во Владивостоке. Основан в 1890 году. МГУ им. адм. Г. И. Невельского готовит специалистов всех профилей, необходимых морской транспортной системе, по естественно-научному, гуманитарному, техническому и морскому конвенционному направлениям. Университет является не только первым в России Морским государственным университетом, одним из ведущих вузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и авторитетным научно-методическим центром морского образования.

Атомфлот

Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются: ледокольное обеспечение крупнейших национальных арктических углеводородных проектов; ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты РФ; оказание услуг портового флота в порту Сабетта; ледокольное обеспечение задач военно-морского флота в Арктике; техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения для атомного флота и внешних заказчиков; безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В 2008 году Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» вошло в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (№ 369 от 20 марта 2008 года). С 28 августа 2008 года ему переданы суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания. На базе предприятия действует единый ледокольно-технологический комплекс гражданского атомного флота Российской Федерации. В настоящее время в состав действующего флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола – «Таймыр» и «Вайгач» – с однореакторной установкой мощностью 50 тысяч лошадиных сил; атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучие технические базы – «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, многофункциональный контейнеровоз «Россита». Базой ремонта и обслуживания атомного ледокольного флота является береговая промышленная структура предприятия «Атомфлот». До реорганизации и перехода в систему Государственной корпорации «Росатом» оно входило в систему Министерства транспорта России и именовалось как ремонтно-технологическое предприятие, а затем получило статус ФГУПа. Еще ранее, в момент создания в 1960 году как достроечной базы Адмиралтейского судостроительного завода, оно занималось обслуживанием первого атомного ледокола «Ленин». До 1988 года предприятие являлось структурным подразделением Мурманского морского пароходства и называлось «База-92» (92 – это порядковый номер урана в периодической системе элементов). ФГУП «Атомфлот» расположен в двух километрах от северной границы города Мурманска и занимает территорию 17,2 гектара. Часть территории образована путем отсыпки скальными породами акватории Кольского залива в ходе строительства в 70-80 годы прошлого века. Современный комплекс зданий и сооружений, каким является ныне предприятие, построен по проекту института «Союзморниипроект» (г. Москва). Береговая инфраструктура ФГУП «Атомфлот» располагает всеми необходимыми производственными мощностями (площадь цехов – более 12 500 кв. м.) для комплексного ремонта, технологического обслуживания и стоянки судов (длина причальной линии – более тысячи метров). Предприятие имеет подъездные железнодорожные пути, которые позволяют ему принять и разместить вдоль своих причалов до 40 вагонов. Для проведения грузовых операций используется портальный кран фирмы «КОНЕ», грузоподъемностью до 100 тонн, с регулируемой скоростью подъема груза от 0,6 м/мин до 6 м/мин и вылетом стрелы до 66м при грузоподъемности до 16 тонн. ФГУП «Атомфлот» продолжает развиваться, активно участвуя в программах продления ресурса действующего атомного флота, повышения уровня ядерной и радиационной безопасности объекта. На предприятии реализован ряд международных проектов, связанных с совершенствованием систем физической защиты атомных судов и береговых объектов, повышением уровня ядерной и радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. В рамках международного сотрудничества с правительствами Норвегии и США реализованы проекты «Накопительная площадка для временного хранения контейнеров с отработавшим ядерным топливом ВМФ» и «Автоматизированная система радиационного мониторинга накопительной площадки для временного хранения контейнеров с отработавшим ядерным топливом ВМФ и комплекса переработки жидких радиоактивных отходов на ФГУП «Атомфлот». На предприятии успешно реализован проект «Реконструкция хранилища контейнерного типа для долговременного (до 50 лет) хранения неперерабатываемого ядерного топлива атомного ледокольного флота». Система физической защиты предприятия отвечает всем современным международным требованиям по защите ядерных материалов. В вопросах мониторинга радиационного фона предприятие тесно сотрудничает с МАГАТЭ. Сегодня единое предприятие, объединяющее атомный флот и береговую инфраструктуру его обслуживания, работает под эгидой Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Генеральный директор Мустафа Мамединович Кашка глубоко знает специфику гражданского атомного флота, благодаря тому, что прошел все ступени профессионального роста на атомных ледоколах и в соответствующих береговых структурах управления. 14 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении ФГУП «Атомфлот» статуса федеральной ядерной организации на 25-летний срок.

Крыловский государственный научный центр

Крыловский государственный научный центр – один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Основан в 1894 г. За более чем вековой период деятельности в области инновационных разработок для отечественного судостроения в интересах обороноспособности и развития экономики страны нами накоплен уникальный опыт по созданию совершенных кораблей, судов и средств океанотехники. Зона ответственности Крыловского центра – весь комплекс мореходных качеств, прочность, главные энергетические установки, акустические и электромагнитные свойства, ядерная и радиационная безопасность и определение облика кораблей и судов, удовлетворяющих необходимому комплексу этих качеств. Сферой деятельности ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в судостроительной отрасли является высокотехнологичный рынок научно-технической продукции и услуг военного, гражданского и двойного назначения. Наукоемкой инновационной продукцией предприятия являются результаты интеллектуальной деятельности, услуги по научному сопровождению и внедрению созданного центром научно-технического задела, услуги по испытаниям, проводимым с использованием уникальной экспериментальной базы и прочее. Мы разрабатываем стратегию развития отрасли, которая в значительной мере определяет политическую, транспортную, продовольственную и экономическую безопасность государства. Мы обеспечиваем научными разработками оборонные и гражданские программы в области кораблестроения и морской техники. Мы осуществляем научное обеспечение и сопровождение работ по техническому регулированию, стандартизации, сертификации продукции и систем менеджмента качества, классификации и кодированию, каталогизации и метрологии. Мы отвечаем за функционирование отраслевых информационных ресурсов, содержащих научно-техническую информацию и информацию по разрабатываемым критическим технологиям. Мы плодотворно сотрудничаем с предприятиями нефтегазовой сферы, внося существенный вклад в освоение богатейших шельфовых углеводородных месторождений. Мы активно развиваем внешнеэкономическую деятельность и расширяем международное научно-техническое сотрудничество. Центр выполняет заказы ведущих судостроительных компаний Великобритании, Франции, Норвегии, США, Японии, Южной Кореи, Сингапура и еще более 20 стран. Мы участвуем в работах российско-французской, российско-германской, российско-индийской рабочих групп по военно-техническому сотрудничеству. В нашей деятельности, следуя внутренней политике предприятия, мы руководствуемся главным принципом – ответственно, на современном уровне решать задачи, представляемые заказчиками. В Крыловском центре с 2002 г. действует система менеджмента качества, сертифицированная в «Оборонсертифике». Предприятие имеет сертификаты на военную и гражданскую продукцию. Гарантией успешного сотрудничества для наших партнеров является высококвалифицированный персонал предприятия, уникальные экспериментальные средства и постоянно обновляемая информационная база по научно-техническим достижениям мирового судостроения.