Утилизация АПЛ, реабилитация хранилищ ОЯТ и очистка от радиоактивных отходов территории бывших береговых технических баз военно-морского флота – пример успешного партнерства России с европейскими странами. На северо-западе нашей страны такие работы выполняет и координирует специализированное предприятие – ФГУП «Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами». Наш собеседник – Владимир ХАНДОБИН, первый заместитель директора «СевРАО».
– Владимир Алексеевич, на каких объектах в настоящее время сосредоточена деятельность «СевРАО»?
– Сегодня основные работы ведутся в губе Андреева, поселке Гремихе и губе Сайде. Эти три площадки очень отличаются друг от друга – не только объектами, расположенными на них, но и сложностью работ, которые предстоит выполнить в ближайшее время.
В губе Андреева, на территории бывшей береговой базы военно-морского флота, хранится отработавшее ядерное топливо с более чем 100 атомных подводных лодок. Чтобы начать вывозить его на переработку на ПО «Маяк», необходимо полностью восстановить инфраструктуру обращения с РАО и ОЯТ. Сложность таких работ обусловлена небольшой территорией площадки и наличием здесь радиоактивного загрязнения.
В Гремихе также находится бывшая техническая база ВМФ, где размещено ОЯТ в контейнерах и отработавшие выемные части реакторных отсеков АПЛ. Поселок расположен в 400 км от Мурманска и добраться туда можно только морем. После того, как были закрыты объекты Минобороны, жизнь в поселке очень осложнилась, и неудивительно, что много людей уезжает отсюда в среднюю полосу России. Поэтому здесь мы должны обеспечить сохранность и безопасность действующих объектов и в кратчайший срок вывезти оттуда ОЯТ и, по возможности, твердые РАО, силами тех квалифицированных кадров, которые еще остались в поселке. В дальнейшем эта территория будет реабилитирована до состояния «коричневой лужайки».
В губе Сайде сооружается наземный пункт длительного хранения, где в ближайшие годы разместят все реакторные блоки утилизированных АПЛ, которые сейчас находятся на плаву в пункте временного хранения. В дальнейшем здесь же должен быть создан комплекс по переработке всех ТРО с северо-запада России. Этот объект строится в соответствии с современными нормативами, поэтому он самый «благополучный» с точки зрения радиационной безопасности.
– Выделите наиболее значимые проекты, реализованные с помощью зарубежных стран.
– В первую очередь, выполнена большая работа в губе Андреева по восстановлению инфраструктуры объекта, которая в 2000 году была полностью разрушена.
Первыми на помощь пришли норвежские партнеры. На их средства были созданы условия для работы персонала, без чего невозможно было начать реабилитацию базы. На площадке построили административно-бытовой комплекс, производственную раздевалку, восстановили водовод и 15 км дороги до технической территории.
Административно-бытовой комплекс "Норвежская деревня"
Затем к работам подключились другие страны – Швеция, Великобритания, Италия, а также Европейский банк реконструкции и развития.
Крайне важно было обеспечить радиационную безопасность людей. С помощью Великобритании были созданы два мобильных и два стационарных санпропускника, две площадки дезактивации техники, одна из которых может работать круглый год, а также автоматизированная система контроля радиационной обстановки на всей технической территории. Норвегия, Швеция и Россия вложили очень большие средства (120 млн рублей) в создание системы физзащиты и контроля ядерных и радиационных материалов.
Сегодня площадка подготовлена под строительство инфраструктуры для обращения с ОЯТ и РАО. Восстанавливается причал, снесены все старые постройки, за исключением здания, переоборудованного в лабораторию, и печально известного хранилища ОЯТ (здания 5). В ближайшие год-два необходимо определить вариант вывода этого объекта из эксплуатации. Сейчас ведется подготовка к его ремонту, чтобы предотвратить деградацию конструкций и обеспечить безопасность персонала, работающего в здании и около него.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о создании инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО в губе Андреева и Гремихе. Когда начнется вывоз отработавшего топлива?
– В Гремихе на средства Франции, России, Еврокомиссии и ЕБРР отремонтированы док, дизельная электростанция, производственные здания, создана система физической защиты, проведены работы по локализации радиоактивных источников и нормализации радиационной обстановки на открытой площадке хранения ТРО. Сейчас идет ремонт хранилища ТРО, перемещение ОЯТ в контейнерах с открытой площадки хранения на накопительную площадку и реконструкция специального судна для вывоза ОЯТ. Надеюсь, в этом году нам удастся отправить первый эшелон с отработавшим топливом на предприятие «Атомфлот», а затем, по железной дороге – на переработку на ПО «Маяк».
Вывоз ОЯТ из губы Андреева планируется начать в 2014 году. Это топливо также будет транспортироваться морским путем на РТП «Атомфлот» – мосты и дороги, ведущие к Мурманску, не рассчитаны на такой груз.
Сейчас за счет средств Великобритании готовится рабочий проект комплекса по обращения с ОЯТ, в котором будет осуществляться выгрузка топлива из блоков «сухого» хранения (БСХ) и переупаковка для транспортировки. Это крупное сооружение – 140 м длиной, 60 м шириной, 18 м высотой.
Выгрузка ОЯТ – опасная операция, и чтобы минимизировать радиационные риски для персонала, в Италии создается специальное перегрузочное оборудование. Для его дезактивации в составе комплекса по обращению с ОЯТ будет построено специальное технологическое здание.
Для создания комплекса потребуется много строительных рабочих; для обеспечения условий их труда будет организован специальный городок. Перед началом строительства необходимо улучшить радиационную обстановку на емкостях БСХ – накрыть их конструкцией биологической защиты; элементы такой конструкции создаются на МПП «Звездочка».
– Как складываются отношения с представителями стран-доноров? С какой страной легче работать?
– Взаимопонимание и конструктивные отношения установились со всеми зарубежными партнерами. Проще всего работать с норвежцами, поскольку их система очень проста. Если норвежский парламент утвердил наши проекты и их общую стоимость, необходимые средства через МИД Норвегии переводятся губернатору провинции Финмарк, нашему непосредственному партнеру. В процессе работы мы представляем норвежской стороне заявку на выделение средств на следующий месяц, получаем деньги и в конце этого периода отчитываемся за их использование. Каждый месяц представитель Норвегии инспектирует наши работы на объекте.
Однако большинство доноров не дают аванс, и это вызывает определенные сложности. Если учесть, что курс доллара и фунта понижается каждый месяц, сумма, полученная после выполнения определенного этапа работ, может не окупить затраты на их выполнение. Кроме того, цены на строительные материалы, например, бетон и металл, резко растут, и при большом объеме работ целесообразно закупать материалы впрок. Но свободных денег у нас нет, и подрядчики вынуждены идти на финансовый риск.
– Назовите основных российских партнеров «СевРАО».
– В решении стоящих перед нами задач активно участвуют различные российские организации. Проектные решения и научную поддержку осуществляют генеральный проектировщик проектов ФГУП «ГИ «ВНИПИЭТ» (Санкт-Петербург), ФГУП «НИКИЭТ» им. Н.А. Доллежаля, ФГУ «РНЦ «Курчатовский институт», ФГУП Государственный научный центр РФ «Физико-энергетический институт», ОАО «ОКБМ Африкантов» и другие.
Здание 5 (бывшее хранилище ОЯТ)
ГУП МосНПО «Радон» этим летом помог нам переработать жидкие радиоактивные отходы из емкости 2В БСХ. Надеюсь, что при необходимости мы сможем использовать опыт специалистов этой организации и в дальнейшем, например, при реабилитации здания 5.
– Ваша деятельность находит поддержку у администрации Мурманской области и местной общественности?
– С правительством Мурманской области у нас самые тесные связи. Все первые проекты мы запускали совместно. И до сих пор правительство Мурманской области выступает третьей стороной при подписании контрактов «СевРАО» с Норвегией и Швецией, то есть берет на себя обязательство вести контроль целевого использования средств.
С местной и областной общественностью мы также смогли установить доброжелательные отношения. Когда работы в губе Андреева только начинались, СМИ неодобрительно о них отзывались – люди не располагали объективной информацией о нашей деятельности и не понимали ее значимости. Изменить ситуацию нам помог совместный со Швецией проект по связям с общественностью. Мы поняли, как подавать населению информацию о нашей работе, стали теснее общаться со СМИ, устраивать экскурсии на объекты – и постепенно журналисты стали давать правдивую информацию о нашей работе. Кроме того, сегодня сведения о ходе реализации наших проектов регулярно публикуются на сайте правительства Мурманской области «Кольский атом».
Беседу вела Елена ЯКОВЛЕВА