В ноябре 2011 года ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (НЗХК, входит в топливную компанию «ТВЭЛ» госкорпорации «Росатом») стало победителем областного конкурса «Премия правительства Новосибирской области за качество». В интервью «Вечернему Новосибирску» заместитель генерального директора по качеству Константин Грабельников рассказал о том, какие подходы к управлению качеством используются сегодня на предприятии и как они влияют на конкурентоспособность продукции НЗХК на мировом рынке.
Победа в конкурсе – это престижно
— Константин Владимирович, сначала о конкурсе. Он оценивает систему управления качеством предприятий-конкурсантов. Именно менеджмент, а не качество самой продукции. Что участие и победа в таком конкурсе дают вашему предприятию? Насколько я знаю, денежный приз там не предусмотрен, а основные потребители вашей продукции находятся далеко за пределами области…
— Мы в этом конкурсе участвуем уже в третий раз, и в третий раз занимаем первое место. Действительно, премия не имеет денежной составляющей, хотя и даёт определённые преимущества в тендерах правительства и муниципалитетов Новосибирской области. Но на международном уровне победа в подобных конкурсах и общественное признание предприятия в регионе присутствия ценятся очень высоко. На Западе, особенно в Европе, очень чувствительно относятся к соблюдению партнерами экологического законодательства, социальных обязательств – параметров, которые сегодня входят в стандарт управления качеством. Если появляются подозрения, что предприятие нарушает какие-то нормативы по экологии или охране труда, ему будет довольно сложно заключить контракт. Словом, мы с гордостью можем указывать на фирменных бланках завода, что являемся победителями областных конкурсов. Помимо последней премии за качество, в июне этого года мы получили премию за экологический менеджмент, были победителями конкурса «Сто лучших товаров России»…
— Наверняка победа в конкурсе далась НЗХК не слишком трудно, ведь собственная система управления качеством здесь появилась еще в 70-е годы. Интересно, как она эволюционировала с советских времен? Ведь со временем изменились и стандарты безопасности, и требования к качеству…
— Вы правы, по мере развития технологий требования к качеству продукции постоянно ужесточаются. Ведь если первые модификации тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов (ТВС) были рассчитаны на два года эксплуатации, то сейчас срок их службы составляет пять лет. При этом, поскольку практически все АЭС увеличили мощность, нагрузки на каждый элемент системы возросли на порядок… Усложняются технологии, повышаются требования к надёжности, сокращается допустимый процент отбраковки: например, если по комплектующим в 1990-е годы приемлемым считался уровень в 8% от объёма выпуска, то сейчас 0,3—0,4%...
А вообще на мировом уровне изменение стандартов качества происходит в среднем каждые 4—5 лет. При этом разработчики учитывают в новых стандартах опыт лидирующих мировых компаний Европы, США и Японии и таким образом заставляют весь рынок подтягиваться к их уровню. В результате появляются новые требования сертификации с совершенно иным подходом к организации производства. К примеру, ещё несколько лет назад говорили о системе обеспечения качества, за выполнение которой отвечал практически один ОТК. По экологии, системе охраны труда были свои стандарты, которые друг с другом никак не сопрягались. Сегодня уже сертифицируется управление, или менеджмент качества. То есть выпуск продукции понимается как системный, непрерывный процесс, которым необходимо грамотно управлять на всех этапах – от закупки материалов и организации рабочих мест до транспортировки готовой продукции и утилизации отходов. Новые стандарты – это интегрированная система, учитывающая целый ряд показателей, в том числе и финансово-экономических.
Компания «ТВЭЛ» в качестве сертифицирующего органа выбрала немецкую компанию TUV cert, сертификатам которой доверяют все наши партнеры. При этом в качестве целевого ориентира для себя мы ставим гораздо более жесткие стандарты МАГАТЭ, разработанные специально для атомной промышленности. Там во главу угла ставится безопасность производства и эксплуатации продукции, даже уход сотрудника рассматривается через призму того, как это повлияет на безопасность. Для ядерных держав, таких как Россия, США, эти стандарты – дело добровольное, но мы специально ставим для себя высокую планку и при этом стараемся работать на опережение. Стандарты принимаются не быстро. Проект последней версии, принятой в 2006 году, был опубликован еще в 2004-м, и мы заранее знали, к чему готовиться, какие направления надо усилить…
Равнение на мировых лидеров
— А участие завода в программе компании «ТВЭЛ» «Новый облик» – тоже из этой серии? Расскажите, в чём суть программы.
— «Новый облик» — это немного иное, хотя вопросы качества и безопасности там тоже учитываются. Эта программа призвана преодолеть некоторые негативные черты советского наследия, которые сегодня мешают нам конкурировать на мировом рынке. Не секрет, что при создании в СССР атомной промышленности вопросы экономической эффективности и экологии стояли далеко не на первом месте, а западные предприятия в большинстве своём строились позднее, на меньшей площади, с меньшим количеством персонала, по более современным технологиям. Так вот, программа «Новый облик», принятая компанией «ТВЭЛ» в 2007 году, ставит целью к 2020 году доведение эффективности всех предприятий компании до уровня, сопоставимого с уровнем мировых лидеров.
Программа комплексная, включает несколько направлений – от повышения производительности труда и энергоэффективности до внедрения новых технологий и сокращения экологической нагрузки на окружающую среду. Мы вывели часть вспомогательных производств в дочерние предприятия, с которыми работаем на контрактной основе, серьёзно реорганизуем основное производство. С 2008 по 2010 год при сохранении прежних объёмов выпуска продукции количество занимаемой площади сократилось на треть, водопотребление — с 1930 до 853 тыс. кубометров. Полученная от этих мер экономия только в 2010 году составила около 1 млрд рублей.
Цель – безотходное производство
— Что делается на предприятии в части экологии? Я думаю, жителей города это волнует прежде всего.
— За три последних года сбросы стоков в хозфекальную канализацию сокращены вдвое (до 770 тысяч кубометров), в ливневую канализацию сведены к минимуму. Постепенно сокращается сброс загрязненного материала в хвостохранилище (в 2008 году было 108 тыс. кубометров, в 2010-м – 79 тыс.). А в будущем мы планируем начать постепенный переход на более современную, экономичную и экологичную технологию сухой конверсии уранового топлива. Установка по его производству работает на предприятии уже год, результаты очень хорошие. Производство практически безотходное, порошок диоксида урана получается отличного качества. Со следующего года начнем постепенно сворачивать старую технологию и наращивать мощности новой. К 2020 году хранилище можно будет законсервировать.
Работы ещё много
— Вы много говорите о мировой конкуренции. Насколько она высока на рынке ядерного топлива? Я считала, что для каждого определенного реактора подходит топливо одного-двух производителей…
— Если грубо, то в мире сегодня существуют АЭС двух видов: российской и западной разработки. На них применяются топливные элементы, соответственно, российского дизайна, которые в поперечном сечении представляют собой шестиугольник, и западного дизайна, квадратные в поперечнике. То есть просто поставить одни ТВС вместо других нельзя, тут вы правы.
Но тем не менее мы ведём разработку собственной перспективной модели ТВС для реакторов западного дизайна. Уже создан и прошёл испытания макет «ТВС-квадрат», а «ТВЭЛ» ведет работы по лицензированию сборки для реальной эксплуатации в активной зоне реактора. И я могу прямо сказать, наша ТВС практически ни в чём не уступает зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам даже превосходит их. Перед нами была поставлена задача создать максимально качественный продукт, ведь эксплуатация АЭС – дорогое удовольствие. Приведу пример: один день простоя из-за плановой проверки или ремонта оборудования приносит оператору убытки примерно на 1 млн долларов, так что отсутствие рекламаций и репутация на нашем рынке ценятся очень высоко.
Разумеется, многое ещё предстоит сделать, но я убежден, что специалисты завода справятся с задачами, и в следующем конкурсе награда снова достанется НЗХК!