Специализированное предприятие госкорпорации «Росатом» – ОАО «Атомспецтранс» – было создано весной 2000 года. О сегодняшнем дне и перспективах компании в преддверии ее юбилея рассказывает директор ОАО «Атомспецтранс» Владимир НАЩОКИН.
– Владимир Владимирович, расскажите об основных направлениях деятельности ОАО «Атомспецтранс».
– Наше предприятие было создано как уполномоченный отраслевой оператор по организации и осуществлению перевозок ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них различными видами транспорта, как внутри страны, так и за ее пределами.
Кроме того, на нас были возложены функции заказчика при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, производственных и строительных работ по созданию современных транспортных средств и объектов инфраструктуры.
В августе 2008 года круг полномочий ОАО «Атомспецтранс» был расширен – теперь мы работаем также с другими опасными, негабаритными и тяжеловесными грузами.
Наши партнеры – около 30 компаний, работающих с основным объемом ядерных и радиационных материалов в России, прежде всего, ОАО «ТВЭЛ», комбинаты, занимающиеся обогащением урана, предприятия ядерно-оружейного комплекса и т.д.
Начиная с 2004 года, предприятие выполняет перевозки собственными транспортными средствами. Сначала это были только железнодорожные перевозки. В настоящее время у нас есть и свой автопарк, отвечающий современным требованиям, предъявляемым к перевозкам ядерных материалов, как с точки зрения обеспечения ядерной и радиационной безопасности, так и по защите от терроризма.
Обеспечение безопасности транспортирования – одна из главных задач ОАО «Атомспецтранс», поскольку для перевозок ЯРМ задействованы обычные дороги. Мы отслеживаем весь перевозочный процесс и обеспечиваем возможность немедленного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию.
– Каким образом обеспечиваются контроль и безопасность транспортирования?
– Перевозки ЯРМ контролируются уже более 50 лет – сначала Минсредмашем и Минатомом России, теперь нашим предприятием по поручению ГК «Росатом». На всех железных дорогах есть уполномоченные ОАО «Атомспецтранс», которые отслеживают прохождение грузов на своем участке дороги и оперативно решают вопросы, возникающие при движении состава (задержки, мелкие технические неполадки и т.д.).
В последние годы контроль перевозок вышел на качественно новый уровень. Сегодня одним из главных принципов обеспечения безопасности является централизация управления и контроля. Для решения этой задачи специалистами ФГУП «СНПО «Элерон» создана автоматизированная централизованная система безопасности транспортирования (АСБТ) ядерных материалов, которая позволяет вести непрерывный мониторинг всего перевозочного процесса (и местонахождения, и состояния груза) в режиме on-line, обеспечивает физическую защиту грузов и своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации.
АСБТ – независимая электронная система, использование которой практически исключает влияние человеческого фактора. С ее помощью мы контролируем перевозки основных категорий ядерных материалов железнодорожным и автотранспортом. Транспортные средства оснащены оборудованием, которое обеспечивает контроль специальных датчиков и формирует комплекс различных сигналов, передающихся в центральный и ряд региональных диспетчерских пунктов по спутниковым, сотовым и УКВ-каналам связи.
При получении информации об инцидентах мы должны оперативно задействовать организации ГК «Росатом», занимающиеся ликвидацией аварий, связанных с радиоактивными материалами (прежде всего, СКЦ Росатома и АТЦ СПб), а в случае террористических действий – также и силовые структуры. Поскольку за все время действия АСБТ, с начала 2008 года, чрезвычайных ситуаций не было, мы планируем проводить учения, чтобы поддерживать постоянную готовность к реагированию на возможные аварии.
– Как обеспечивается эффективность транспортно-технологических схем?
– Сегодня мы выполняем функции головной организации по внедрению современных технологий перевозок, разработке и приобретению новых транспортных средств, модернизации транспортной структуры предприятий отрасли. Заключаем договоры с предприятиями и конструкторскими бюро, которые создают транспортные средства и координируем работы, отслеживая, чтобы технические устройства соответствовали интересам ГК «Росатом».
Так, в последние годы отсутствовала единая отраслевая политика по разработке транспортных средств, предприятия разрабатывали или закупали различный транспорт по собственному усмотрению, что невыгодно отрасли в целом – экономически эффективнее использовать унифицированные средства, приспособленные для решения широкого круг задач. Чтобы исправить положение, в настоящее время создается унифицированный железнодорожный транспортер для перевозки серии транспортных упаковочных комплектов (ТУК) для ОЯТ различных типов реакторов.
Помимо этого, под нашим руководством для перевозки ОЯТ был создан ряд транспортеров с пониженной нагрузкой на ось, что позволяет использовать их не только на российских, но и европейских железных дорогах, вагоны сопровождения железнодорожных эшелонов, оборудованные современными техническими средствами, транспортеры для перевозок топливных сборок на площадках АЭС. Специально для транспортирования ОЯТ было модернизировано судно.
Для центрального региона, прежде всего, Москвы и Подмосковья, мы предлагаем комплексное решение задач по перевозке ЯРМ – железнодорожным и автотранспортом, что дает возможность доставлять грузы «от двери до двери» из любой точки РФ, например, из Сибири, с Урала и Дальнего Востока.
– Расскажите о международном сотрудничестве Вашего предприятия.
– Международные перевозки ЯРМ – дополнительные финансовые ресурсы для нашей страны, поэтому мы стремимся создать зарубежным партнерам максимально выгодные условия.
Это, прежде всего, обеспечение транзита по территории России ядерных материалов наших соседей – Казахстана и Узбекистана. Мы организуем такие перевозки, обеспечиваем их ядерную и радиационную безопасность, а также физическую защиту при движении грузов по территории РФ.
Совсем недавно мы успешно завершили сложную мультимодальную перевозку циркулярных насосов в интересах ОАО «Концерн Росэнергоатом» с АЭС «Норд» (Германия) и «Козлодуй» (Болгария) на Нововоронежскую и Кольскую атомные станции в собственных специальных 20-футовых контейнерах. Причем транспортировка осуществлялась автомобильным (по Европе), морским (до Санкт-Петербурга) и железнодорожным (по территории РФ) транспортом.
– Что, с Вашей точки зрения, необходимо для совершенствования системы перевозок ЯРМ?
– Наши предшественники (Минсредмаш и Минатом) создали четко работающую систему, которая не дает сбоев. Другое дело, что транспортная составляющая должна подвергнуться модернизации, чтобы «влиться» в общеотраслевой процесс реформирования.
Уже сегодня нужно начинать создавать транспортную структуру, нацеленную на максимальное обеспечение безопасности перевозок, оптимальную экономику и обеспечение бесперебойности организации транспортирования. В настоящее время ОАО «Атомспецтранс» разрабатывает концепцию будущего отраслевого транспортного процесса и программу развития транспортной инфраструктуры отрасли. При подготовке этих документов мы используем опыт других стран, прежде всего США, и учитываем специфику России, где железнодорожный транспорт является доминирующим.
Широкая номенклатура продукции российской атомной отрасли обусловила существование на каждом предприятии транспортного управления (цеха), что сегодня стало препятствием повышению экономичности транспортирования; компании часто не могут обеспечить соответствие транспортных средств, их обcлуживания и персонала современным требованиям. Поэтому необходимы консолидация всех транспортных ресурсов отрасли и централизация управления в руках единого корпоративного логистического оператора – ОАО «Атомспецтранс». Это обеспечит единые стандарты и требования ко всем транспортным операциям, однотипные транспортные средства, единую систему технических и сервисных служб, единые процедуры обучения персонала, единую внутреннюю систему связи и информационных коммуникаций, единый источник финансирования и т.д., в конечном итоге – повысит безопасность, оперативность и экономичность перевозок.
К своему 10-летнему юбилею ОАО «Атомспецтранс» сформировалось как полноценная транспортная компания, оказывающая весь спектр услуг по перевозке ядерных и радиоактивных материалов. Сегодня мы ставим перед собой цель создать эффективную, оперативную, экономически состоятельную отраслевую бизнес-структуру, занимающуюся организацией перевозок ЯРМ, с функциями головной организации по внедрению современных технологий перевозок и транспортных средств и модернизации инфраструктуры.
При этом мы можем выступать и исполнителем, и заказчиком работ, опираясь на накопленный опыт.
Мы видим будущее ОАО «Атомспецтранс» в том, что помимо центрального офиса в Москве будут организованы региональные представительства (узлы транспортных услуг на базе цехов крупных комбинатов) для решения на местах вопросов транспортирования с учетом географических, экономических и иных факторов.
Концепции данного процесса централизации был посвящен мой доклад на IV Международном ядерном форуме «Безопасность ядерных технологий: обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов».
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА