В центре внимания IX регионального форум-диалога «Атомная энергия в Арктике: экология и безопасность», прошедшего 12-13 мая в Мурманске, были вопросы обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности Северо-Западного региона РФ. На панельных дискуссиях участники форума-диалога обсуждали проблемы, решения и результаты программы, нацеленной на уменьшение объемов «ядерного наследия». В рамках этой программы происходит утилизация атомных подводных лодок (АПЛ), реабилитация бывших береговых технических баз (БТБ) и развитие технологической инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО.
О радиационном мониторинге ядерно и радиационно опасных объектов Мурманской области рассказывает первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология», член Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Марк Львович Глинский.
- Марк Львович, как учреждение “Гидроспецгеология” подходит к решению вопросов по обеспечению радиационной безопасности Северо-Западного региона России?
- Данный форум-диалог посвящен развитию российской Арктики, с точки зрения ГК «Росатом». В Северо-Западном регионе Госкорпорация представляет собой мощный энергетический комплекс со своими предприятиями на Кольском полуострове. Ещё здесь находятся военные объекты, в которые также вкладывается “Росатом”. С нашей профессиональной точки зрения геологов и гидрогеологов такой комплекс может развиваться только при обеспечении радиационной безопасности подземных вод.
Мы имеем три крупных предприятия в регионе: Кольская АЭС, СЗЦ «СевРАО», состоящий из трех отделений (губа Андреева, Гремиха и Сайда-Губа) и ФГУП «Атомфлот».
- Как устроен радиационный мониторинг на Кольской АЭС?
- Площадка Кольской АЭС имеет хранилища радиоактивных отходов. Наблюдательная сеть на подземные воды включает 65 скважин, в том числе 42 скважины на территории промплощадки. По скважинам регулярно проводятся наблюдения подземных вод, включая их радиационное состояние, химический состав, уровень и температуру. Специалисты “Гидроспецгеологии” методически курируют все наблюдения. Данные мониторинга поступают на абонентский пункт на Кольской АЭС, а затем передаются на центральный сервер в Гидроспецгеологии, входящий в систему АИС ОМСН.
Я хочу сказать, что есть достоинства и недостатки, но в общем состояние системы наблюдения за подземными водами хорошее. Имеется программа ведения объектного мониторинга. Самое главное, что мы видим отсутствие загрязнений на территории за санитарно-защитной зоной. Я отношусь спокойно к состоянию подземной среды на Кольской атомной станции. Я понимаю, что там никаких угроз нет.
- На форуме много говорилось об филиале губа Андреева СЗЦ «СевРАО». Расскажите про состояние подземных вод там.
- Губа Андреева - это не атомная станция. Это место, где хранятся радиоактивные отходы и там есть небольшие проблемы. В систему мониторинга включено 16 наблюдательных скважин. В скважинах ежемесячно измеряются уровень и температура подземных вод. В пробах подземных вод определяются удельная суммарная бета-активность, удельные активности стронция-90 и цезия-137. В некоторых скважинах эпизодически наблюдается повышение активности, в некоторых понижение. Все это объяснимо и находится в базе данных.
Хочу отметить, что большинство зданий и сооружений (ёмкости для ЖРО, траншеи для временного хранения ТРО и ОЯТ) находятся в зоне периодического подтопления верховодкой и водами четвертичного водоносного горизонта. Это может быть рискованно и поэтому за этим надо следить!
Есть выведенные из строя старые наблюдательные скважины. В целом состояние промплощадки губы Андреева неплохое.
- Расскажите про радиационный мониторинг на БТБ Гремиха.
- На территории отделения Гремиха СЗЦ «СевРАО» расположено 12 ЯРОО, из них наиболее проблемные – площадка временного хранения ТРО, хранилища ЖРО и сухой док. Наблюдательная сеть включает 11 скважин, все в хорошем техническом состоянии. В скважинах проводится необходимый объем измерений. К сожалению, наблюдательная сеть недостаточно информативна, т.к. нет данных о возможных загрязнениях в районе четырёх сооружений со стороны сухого дока. По данным наблюдений на площадке выделяется четыре локальных участка загрязнения подземных вод альфа- и бета-содержащими радионуклидами. Однако выхода радионуклидов за территорию санитарно-защитной зоны нет. По данным гидрохимического мониторинга в химическом составе воды превышения значений ПДК по СанПиН не обнаружено.
Мы дали рекомендации по модернизации сети наблюдений, в частности по увеличению количества скважин. Я думаю руководство “РосРАО” примет и реализует эти рекомендации.
- Какие результаты мониторинга на Сайда-губе?
- На Сайде-Губе ситуация похожа на Гремиху. Система мониторинга включает 10 наблюдательных скважин, 7 пунктов отбора поверхностных пресных и морских вод, и одна точка отбора проб воды промышленно-ливневой и бытовой канализации. Мы считаем, что в целом существующая в настоящее время в отделении система мониторинга является недостаточно удовлетворительной и информативной. В наших отчетах для “РосРАО” все это указано.
- Какова система мониторинга на ФГУП «Атомфлот»?
- Что касается “Атомфлота”, то на его площадках полный порядок. Есть особенность геологического строения. Оно достаточно сложное из-за трещино-жильной воды, которая характеризуется сложными закономерностями и плохо изучается. Для изучения требуется большое количество скважин, так как трещины не имеют определенной направленности. Но эти сложности можно преодолеть, если хотеть это сделать. Для этого надо бурить и применять современные геофизические методы.
Беседу вела Алёна Яковлева