2017 год в России указом Президента объявлен годом экологии. В связи с этим, тема реализации экологических мероприятий Госкорпорации «Росатом» стала основным вопросом первого в нынешнем году заседания Общественного совета Госкорпорации «Росатом»external link, opens in a new tab. О ходе работ в данной сфере рассказывает член Общественного совета «Росатома», первый заместитель генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» Марк Львович Глинский.
- Марк Львович, как Вы оцениваете итоги прошедшего 7 февраля заседания Общественного совета Госкорпорации «Росатом»?
- Это было первое заседание, которое в полном объеме прошло под председательством нового генерального директора Госкорпорации «Росатом» Алексея Евгеньевича Лихачева. Считаю, что прошедшее заседание Общественного совета оказалось очень удачным, все желающие смогли выступить без ограничений.
Сама по себе тема – экологическая политика Госкорпорации «Росатом» – системный подход, обеспечивающих получение реальных результатов. Мы заслушали три разных доклада. Основной доклад, сделанный Владимиром Александровичем Грачевым, был, на мой взгляд, отличным, так как в нем в полной мере изложены вся экологическая политика Росатома и её практические результаты. Второй доклад, с которым выступил Сергей Игоревич Барановский, был посвящен взаимодействию Росатома с общественными организациями. Это известная для нас тема, поскольку мы сами в этом принимаем активное участие. В докладе подведены итоги 2016 года, из которых видно, что за прошедший год сделаны серьезные шаги вперед. Третий, не менее интересный доклад, который сделал Андрей Владимирович Полосин, был посвящен развитию информационных проектов в регионах присутствия Росатома.
- В чем на сегодняшний день заключается экологическая политика Госкорпорации «Росатом»?
- В своем докладе Владимир Александрович Грачев изложил основные результаты проведенной работы по итогам прошедшего года и обозначил программу на краткосрочную перспективу – на следующие 5 лет. Первое, что необходимо отметить – экологическая политика Росатома, поддерживаемая собственными средствами, и средствами, выделяемыми в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) на обеспечение решения экологических проблем, работают вместе. И это не случайное совпадение. Экологические проекты реализуются централизованно, подразделения Росатома, занимающиеся данным вопросом, работают вполне осознанно и во взаимосвязи между собой. Согласованность экологических руководящих органов, органов среднего звена, отвечающих за безопасность Росатома, и экологических служб предприятий – один из основных принципов идеологии экологической политики.
Экологическая политика состоит из двух частей. Первая часть – это решение текущих проблем: постоянная работа по снижению радиоактивных отходов, предупреждение аварий, исключение потерь радиоактивного груза, проведение своевременной очистки спецодежды, исключение возможности вредных выбросов и т.д. – то есть обеспечение экологической безопасности работающих производств. Вторая часть – устранение «наследия первого атомного проекта». Это огромная работа, которая финансируется не только государством, но и за счёт привлекаемых источников. И это, главным образом, средства резервных фондов Госкорпорации.
В докладе Владимира Александровича были названы конкретные цифры финансирования. В результате рационального использования совокупных средств для реализации экологических проектов Росатом занимает последнее место среди всех крупных бизнес-сообществ по количеству вредных выбросов и из года в год неуклонно снижает негативные показатели. Кроме того, на всех 10-ти АЭС не было ни одного происшествия, связанного с опасностью для окружающей среды. Это показательно на фоне новостей о происшествиях на ядерных объектах в Украине, во Франции, Японии
Ещё раз подчеркну, что без правильно выстроенной и успешно реализуемой экологической политики, которая в Госкорпорации состоит из разумного сочетания решений проблем текущего производства и ядерного наследия, успехи атомной отрасли были бы омрачены грузом экологических и общественно-политических проблем.
Заслушав и активно обсудив доклад Владимира Александровича, члены Общественного совета пришли к твёрдому убеждению, что Росатом будет весьма достойно выглядеть в объявленный президентом России Год экологии.
- В чем разница между первой Федеральной целевой программой по ядерной и радиационной безопасности (ФЦП ЯРБ-1) и начатой с прошлого года новой программой (ФЦП ЯРБ-2)?
- Для проблем «ядерного наследия» основным направлением предыдущей ФЦП ЯРБ-1 была подготовка инфраструктуры для реализации ФЦП ЯРБ-2. Финансирование второй Федеральной целевой программы значительно выше первой. Кроме того, длительность ее реализации значительно больше. В первой ФЦП Росатом должен был подготовить проектную документацию, идеологию и фундаментальные решения, которые дали бы возможность вплотную перейти к освоению капитальных вложений. И с этим Росатом справился, одновременно реабилитируя предусмотренные ФЦП ЯРБ-1 объекты наследия.
Здесь к наиболее значимым достижениям можно отнести закрытие водоема В-9 на производственном объединении «Маяк». Водоем, если быть точным, не ликвидировали, его засыпали. Но это означает то, что мы избавились от опасности, связанной с ветровым разносом радионуклидов с открытой водной поверхности в случае возможных смерчей. Кроме того, мы разобрались с линзой загрязненных радионуклидами подземных вод – куда она движется и какие от нее есть угрозы. Также существенно снизилась напряженность вокруг Теченского каскада водоемов, где были решены две крупные задачи. Во-первых, укреплена плотина, т.к. была опасность, что в случае прорыва радиоактивность, а это 300 тыс. кюри, вниз по течению р. Теча достигнет многих населённых пунктов. Во-вторых, были организованы мероприятия по капитальному строительству порогов регуляторов на обводных каналах и реализованы другие мероприятия, которые позволили отрегулировать сток и удерживать уровень воды в водоёме В-11 ниже установленного норматива. В решении перечисленных задач неизменно принимала участие Гидроспецгеология.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вкладе «Гидроспецгеологии»?
- ФГБУ «Гидроспецгеология» в течение последних 12 лет организует и методически руководит ведением объектного мониторинга состояния недр (ОМСН) на 55-и значимых предприятиях. Эта работа осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов «О недрах» и «Об охране окружающей среды», других нормативных актов. Нами совместно с предприятиями отрасли, включёнными в Программу развития ОМСН, создана модельно ориентированная база данных состояния недр, которая является ядром автоматизированной аналитической системы (АИС ОМСН). Для ЯРОО, которые включены в ФЦП ЯРБ-1, разработаны и по мере необходимости актуализируются прогнозные математические модели миграции радионуклидов с подземными водами. Работы необходимы согласно требованиям законодательства, востребованы при решении практических задач реабилитации и взаимодействии с гражданским обществом. Также решаются другие задачи, которые требуют нашего профессионального оперативного решения. Таким образом, мы непосредственно участвуем в реализации экологической политики Росатома.
Вообще, Гидроспецгеология работает по заказам Минсредмаша с начала 60-х годов прошлого столетия практически на всех уранодобывающих предприятиях, испытательных полигонах на Новой Земле и Семипалатинске. Нами разведаны и построены подземные части полигонов закачки промышленных рассолов. Практически все перечисленные работы, которые велись Гидроспецгелогией при реализации первого атомного проекта, можно отнести к работам экологической направленности. Кстати, мониторинг состояния недр для предприятий атомной отрасли был обоснован нами и нами с участием предприятий Минсредмаша реализован на Маяке, в Желтых Водах, на рудниках Средней Азии, Мангышлаке и «далее по порядку».
- Как Вы оцениваете результаты проведенной Вами работы за 2016 год и каковы Ваши долгосрочные планы?
- Результаты работы ФГБУ «Гидроспецгеология» оцениваются заказчиками. В нашем случае это Дирекция по государственной политике по обращению с РАО и выводу из эксплуатации ЯРОО и отдельные предприятия Росатома, с которыми на конкурентной основе заключаются договора для решения практических геоэкологических и изыскательских задач. Рекламаций или серьёзных замечаний по качеству и соблюдению сроков работ нет.
Но мне хотелось бы отметить четыре важные работы, которые мы обосновали ранее, развили в 2016 году и которые, в чём я уверен, найдут продолжение в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Во-первых, тщательная подготовка к участию в конкурсной процедуре по ФЦП ЯРБ-2 «Оценка геоэкологических рисков на 26 экологически значимых предприятиях…». Мы выиграли конкурс.
Во-вторых, руководством Росатома была признана необходимость дальнейшей поддержки методического сопровождения Гидроспецгеологией ОМСН, включения годовой отчётности ОМСН в отраслевую отчётность, направляемую в Гидроспецгеологию, и размещения этой отчётности в АИС ОМСН.
В-третьих, совместно с ВНИИЭФ мы в ближайшее время завершим аттестацию в МНТЦ ЯРБ отечественного программного комплекса НИМФА, который в сочетании с изготовленном в Сарове и приобретенном нами суперкомъютере открывает новые возможности математического моделирования процессов миграции с целью повышения достоверности прогнозов и качества проектных решений реабилитационных мероприятий. Востребованность этого направления при планируемых объёмах реабилитации конкретных объектов не вызывает сомнений.
В-четвёртых, я отсылаю читателей к моему комментарию к новости «На СХК введена в действие система радиоэкологического мониторинга»external link, opens in a new tab на портал Российского атомного сообщества (Atomic-energy.ru). Могу отметить только следующее: хорошо, что внедрена хорошая информационно-аналитическая система радиоэкологического мониторинга «ИАС РЭМ». Она сегодня позволяет решать весь комплекс задач, возникающих в процессе работы по обеспечению радиоэкологической безопасности на предприятии. Во-первых, система позволяет организовать поддержку полного цикла работ по производственному экологическому и радиоэкологическому контролю, во-вторых, позволяет анализировать и представлять результаты с использованием геоинформационных технологий, в-третьих, в системе предусмотрено формирование государственной и корпоративной отчетности, и, в-четвертых, система помогает контролировать выполнение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
Это отечественный программный продукт, разработчиком которого является ЗАО «Компания Информконтакт», а руководителем работ, генеральным подрядчиком – ФГБУ «Гидроспецгеология».
Беседу вела Алёна Яковлева