Основные три объекта, утилизацией которых в настоящее время занимается судоремонтный завод «Нерпа» в Мурманской области – это плавтехбаза (ПТБ) «Лепсе», атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь».
В ходе состоявшегося 16 мая 2019 года технического тура на СРЗ «Нерпа» и круглого стола на вопросы журналистов и представителей общественности ответил заместитель Главного инженера ФГУП «Атомфлот» Олег Халимуллин.
- Олег Хайдарович, расскажите, пожалуйста, о ваших работах по утилизации атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь»?
- Основным разработчиком проекта утилизации атомных ледоколов было проектно-технологическое бюро «Онега». Этот проект состоял в том, что он будет иметь определённое сходство с проектами утилизации АПЛ – реакторный отсек с использованием корпусных конструкций будет формироваться в блок-упаковку, которая будет отправлена на долговременное хранение в губу Сайда, а носовая и кормовая конечности будут фрагментироваться и реализовываться как металлолом. Подобный проект рассматривался и в отношении ледоколов.
В рамках ФЦП ЯРБ-2 было запланировано выделение финансовых средств на утилизацию, распределённую по годам. В первую очередь в плане была утилизация двух ледоколов – «Арктика» и «Сибирь». Но в 2015 году НИПТБ «Онега» изменило концепцию. При участи НИПТБ «Онега» был разработан уникальный проект, первоначально созданный для военного корабля с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). Предполагалось, что ЯЭУ будет по компонентам выгружаться из судна, отдельно будет формироваться блок-упаковка, в которую эти компоненты будут загружаться, а оставшаяся часть судна, которая останется на плаву, будет разделана отдельно, и, как вариант, возможно даже будет переоборудована в новое судно, уже без ЯЭУ.
В результате новых планов значительно уменьшились трудоёмкость, сроки работ и требуемые средства. В 2016 году был заключён госконтракт, в рамках которого проект для ледокола «Сибирь» был адаптирован, и на СРЗ «Нерпа» в соответствии с этим проектом был выполнен весь комплекс работ.
Проект утилизации ледокола «Сибирь» был выполнен успешно, особенно если учесть, что это был первый такой опыт. По итогам этого опыта план был дополнительно скорректирован.
В настоящее время в ФЦП внесены изменения об утилизации уже четырёх ледоколов, выведенных из эксплуатации. В соответствии с этим принято решение продолжать работы с ледоколом «Арктика» по известному плану. Эти работы сейчас идут по графику.
- Каковы дальнейшие планы по утилизации ледоколов?
- Что касается ледокола «Сибирь», то сейчас подготовлено техническое задание и идут конкурсные процедуры по определению исполнителей работ, в числе которых могут быть СРЗ «Нерпа», «Атомфлот» или СевРАО.
Кроме ледоколов «Арктика» и «Сибирь» на площадке ФГУП «Атомфлот» находятся ещё два ледокола, в отношении которых получена лицензия на вывод из эксплуатации – «Россия» и «Советский Союз» (ориентировочные сроки работ по их утилизации – соответственно 2020-2021 и 2022-2023 годы).
В будущем году на смену ледоколам «Арктика» и «Сибирь» придут новые с такими же названиями, но принципиально нового поколения. По мере их поступления в состав флота будет проводиться вывод из эксплуатации тех ледоколов, которые сейчас находятся в эксплуатации и у которых ранее уже продлевался ресурс – однореакторные «Таймыр» и «Вайгач» и двухреакторный ледокол «Ямал», аналогичный ныне выводимым ледоколам «Сибирь» и «Арктика». Далее будет введено в строй 4 или 5 ледоколов нового поколения, а далее на очереди – ледокол «Лидер», готовый к круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути.
Помимо ледоколов, в атомном флоте сейчас также находится лихтеровоз «Севморпуть», но в ближайшее время его вывод из эксплуатации не планируется.
- Каковы перспективы создания музея на базе ледокола «Арктика»?
- Создать музей в принципе возможно, что демонстрирует пример ледокола «Ленин». Но следует отметить, что по своему формальному статусу ледокол «Ленин» не считается музеем (хотя туда регулярно ходят экскурсии), на судне осталась реакторная установка.
В отношении ледокола «Арктика» этот вопрос пока окончательно не решён. Вообще говоря, новый проект утилизации не исключает такого варианта, когда ледокол «Арктика» будет выведен из реестра радиационных источников, но останутся корпус, надстройка и т.д., что позволит восстановить его исходный вид и действительно сделать полноценный музей.
При этом более целесообразно не оставлять его в Мурманской области (где, как говорилось, уже есть ледокол «Ленин»), а организовать его перегон в район Санкт-Петербурга, где он и был построен на Балтийской заводе. Однако это будет очень сложная, в техническом плане, операция.
- Работы по плавтехбазе «Лепсе» подходят к самому ответственному этапу – выгрузке из хранилищ накопленного отработавшего ядерного топлива. Насколько эта работа будет сложной и насколько хорошо, по вашему мнению, вы подготовились к ней?
- Утилизация ПТБ «Лепсе» – проект также уникальный и очень сложный, он начал реализовываться с 2012 года. В настоящий момент ПТБ «Лепсе» уже не существует как судно и исключена из судоходного реестра.
В данный момент имеется кормовая блок-упаковка, которая уже размещена в губе Сайда. Металлические конструкции также реализованы, и вырученные за счёт этого средства направлены на финансирование дальнейших работ по утилизации. Осталась носовая блок-упаковка, содержащая ОЯТ и находящаяся в защитном укрытии. Помимо чисто технических задач, значительное время занимало оформление разрешительных процедур. В настоящее время и СРЗ «Нерпа», и ФГУП «Атомфлот» имеют все разрешительные документы на работы по выгрузке ОЯТ и отправке его на переработку на ПО «Маяк».
Радиационный фон на площадке работ составляет порядка 20 мЗв, что с точки зрения жёстких нормативных документов оценивается как сложная радиационная обстановка, но фактически эта дозовая нагрузка не создаёт вреда для персонала.
- Как долго будет длиться выгрузка ОЯТ и что ждет «Лепсе» в дальнейшем?
- Далее предстоит вырезка 111 пеналов, которые будут представлять первую партию. После завершения вырезки предстоит их выгрузка из баков хранилища и транспортировка на набережную Н1. В ближайшие время будет отработана схема транспортировки, после чего будем подавать документы на получение разрешения на следующий этап работ. Чехол, содержащий 3 пенала, будет загружаться в транспортно-упаковочный контейнер ТК-18 и далее, с использованием судна «Серебрянка», будет отправлен на ФГУП «Атомфлот» с последующей отправкой для дальнейшей переработки на ПО «Маяк».
В общей сложности «Серебрянка» должна будет совершить 6 рейсов для реализации этой программы, в ходе которых будет доставлено 35 контейнеров. Далее железнодорожным транспортом они будут отправлеры на «Маяк» 3 эшелонами.
Первый рейс «Серебрянки» намечается на сентябрь 2019 года.
Фото: фцп-ярб.2030.рф