В первых числах сентября специалисты из экспедиции МЧС и института океанологии РАН на дне Карского моря обнаружили контейнер с атомным реактором подводной лодки К-19. Целый ряд экспертов, включая зарубежных, тут же поспешил выступить с комментарием, выдав эту находку за некую сенсацию. На самом деле ничего сенсационного в ней нет. Карское море, омывающее архипелаг Новая Земля, где во времена СССР действовал Центральный ядерный полигон, является местом захоронения многочисленных отходов, оставшихся после испытаний ядерного оружия ещё с 60-х годов прошлого столетия. Здесь же, в частности, затоплены некоторые элементы ядерного реактора ледокола «Ленин», атомная подлодка К-27 и множество других объектов, число которых давно перевалило за несколько тысяч. Точная локализация многих сброшенных объектов не установлена, и работа в этом направлении в настоящее время продолжается. Координаты обнаруженного контейнера будут внесены в специальный реестр. Также продолжается работа и над реализацией международных проектов по утилизации отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, накопленных в процессе деятельности Военно-Морского Флота нашей страны. Тех самых отходов, которые образуются при утилизации атомных подводных лодок и кораблей с ядерными энергетическими установками.
- Константин Семёнович, какие основные задачи возложены на ваше предприятие и какое место в их числе отведено деятельности по утилизации надводных кораблей и подводных лодок с ядерными энергетическими установками, выведенными из состава ВМФ России?
- Хочу обратить внимание, что поначалу, когда впервые встал вопрос об утилизации кораблей с атомными реакторами, отработавшими свой срок, эта проблема легла на плечи Военно-Морского Флота. И только в 1994 году после запрета использования водо-водяных реакторов первого поколения типа ВМ-А, что привело к выводу из эксплуатации всех атомных подводных лодок первого поколения проектов 627, 658, 659, 675 и их модификаций, это направление было признано не свойственной функцией для ВМФ. А к 1997 году, когда из боевого состава Северного и Тихоокеанского флотов было выведено 154 АПЛ (92 и 62 соответственно), проблемы с их утилизацией обозначились наиболее остро. И в том же году на российских судоремонтных предприятиях началась широкомасштабная работа в этом отношении.
Кроме множества проблем, связанных с процедурой утилизации, военно-морским специалистам пришлось серьёзно заниматься реабилитацией береговых технических баз (БТБ), предназначенных для технического обслуживания АПЛ. И в 2000 году на базе этих БТБ были созданы Федеральные государственные предприятия по обращению с радиоактивными отходами - Дальневосточный центр «ДальРАО» и Северо-Западный «СевРАО». Через десять лет они вошли в состав ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», которое в настоящее время называется ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»).
Буквально с первого дня своего образования предприятия приступили к работам с обращением с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также продолжили комплекс мероприятий по отправке отработанного ядерного топлива на переработку.
- Я так понимаю, что это не личная инициатива, а государственная политика охраны здоровья и окружающей среды и наших граждан, что куда важнее?..
- Одним из направлений деятельности ФЭО является участие в федеральных целевых программах по промышленной утилизации атомных кораблей, выведенных из состава ВМФ. На предприятии выполняется конечный этап утилизации. А именно - формирование одноотсечных блоков реакторных отсеков, утилизированных АПЛ и блок-упаковок НК с ядерными энергетическими установками. И размещение их на длительное хранение (до 70 лет) в специально созданных пунктах долговременного хранения на мысе Устричный в Приморском крае и населённом пункте Сайда-Губа в Мурманской области.
Наша организация, помимо того, что профессионально занимается обращением с отходами любых видов и классов опасности, в том числе и радиоактивными в масштабах страны, выполняет необходимый комплекс работ по реабилитации и радиологическому мониторингу. ФГУП «ФЭО» является участником сразу двух федеральных проектов в составе национального проекта «Экология» - «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов» и «Чистая страна».
- Не секрет, что основное количество списанных атомных кораблей сосредоточено в прибрежных акваториях Северного и Тихоокеанского флотов. Какие структуры занимаются их утилизацией, в чём заключается этот процесс и есть ли какие-то количественные показатели, отображающие динамику работы со времени её начала?
- С момента создания ДВЦ «ДальРАО» и СЗЦ «СевРАО» успешно сдвинут огромный пласт работы. В частности, с территории Приморского края вывезено накопившееся отработанное ядерное топливо (ОЯТ), а с Камчатки - радиоактивные отходы. Также с территории обоих регионов вывезены на разборку все отечественные радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), представляющие из себя тип ядерной батареи. Окончено формирование и размещение реакторных отсеков на стапельной плите в Мурманской области (Сайда-губа, СЗЦ «СевРАО»); там же в губе Андреева создана необходимая инфраструктура для обращения и вывоза ОЯТ на переработку.
В процессе утилизации кораблей с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания в рамках федеральных целевых программ проделан достаточно большой объём работ. Была осуществлена выгрузка ОЯТ, демонтированы носовые и кормовые оконечности утилизируемых АПЛ, сформирован плавучий блок реакторного отсека с последующим его направлением на безопасное контролируемое хранение на объектах «ДальРАО» и «СевРАО».
Помимо вышеперечисленного, центры занимаются переработкой жидких радиоактивных отходов, приведением к критериям приемлемости для захоронения твёрдых радиоактивных отходов и вывозом на переработку эшелонов с ОЯТ. Чтобы не очень утомлять вас частоколом из цифр, назову лишь несколько.
Всего центрами переработано свыше 15 тысяч кубометров жидких РАО и кондиционировано (приведено к критериям приемлемости для захоронения) 3 300 кубометров твёрдых РАО. Вывезено с территории Камчатки в Приморье девяносто 20-футовых контейнеров с элементами ЯЭУ военного назначения и более 55 эшелонов с ОЯТ на переработку из Мурманской области и Приморского края…
Самый же главный показатель - это утилизированные АПЛ. Всего их две сотни: 120 единиц в Арктической зоне (Северный флот) и 80 в Дальневосточном федеральном округе (Тихоокеанский флот). Кроме этого, на ТОФе утилизирован один надводный корабль с ядерной энергетической установкой.
- Скажите, куда отправляют радиоактивные отходы из отработавших реакторов кораблей, и насколько опасно их присутствие для жизнедеятельности тех регионов, где они складируются?
- Отработавшее ядерное топливо атомных подводных лодок является ценнейшим сырьём для переработки и дальнейшего использования. После выгрузки из реакторов оно направляется на переработку на Производственное объединение «Маяк» в Челябинской области.
Радиоактивные отходы из утилизированных атомных кораблей, частично размещаются на длительное хранение в блоке реакторного отсека, а частично - в сертифицированных контейнерах. И находятся там до передачи на захоронение в специализированную организацию.
Соответствующие госструктуры очень внимательно следят за тем, чтобы максимально минимизировать какие-либо последствия для окружающей среды в процессе работы и хранения радиоактивных отходов. Поэтому никаких оснований для беспокойства местных жителей от присутствия на территориях их субъектов спецпредприятий по работе с ОЯТ быть не должно.
- Правда ли, что в середине 1990-х утилизацию трёх АПЛ, выведенных из боевого состава российского ВМФ, оплатили США? Константин Семёнович, при всём уважении, кому это было выгодно и неужели мы до сих пор не в состоянии решить эту проблему. А может нам стоит помочь американцам?
- Как показывали расчёты, на создание всего комплекса утилизации АПЛ необходимы не только значительные временные, но и материальные затраты. И такие затраты в 90-х годах прошлого столетия только из Федерального бюджета были нереальны.
- А до этого были реальны?..
- По этой причине потребовалось дополнительное финансирование частных инвесторов для развития соответствующей инфраструктуры. Что касается технологий утилизации, все они были разработаны в отечественных конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах.
В ноябре 1991 года американский Конгресс по инициативе двух своих сенаторов одобрил «Программу совместного уменьшения угрозы» (Cooperative Threat Reduction Program). Всего с 1992 по 2012 годы в рамках этой Программы США израсходовали без малого девять миллиардов долларов. Это позволило утилизировать (вывести из эксплуатации) 11,5 тыс. единиц оружия, в том числе и 33 атомные подводные лодки.
По международной программе «Глобальное партнёрство» иностранными государствами была профинансирована утилизация 36 атомных подводных лодок (Канада - 15, Япония - 6, Италия - 6, Великобритания - 5, Норвегия - 4). России, как вы видите, в этом перечне стран нет. В настоящее время государствами, оказывающими материально-техническую помощь по ликвидации ядерного наследия, являются Япония, Норвегия, Швеция, Италия. Часть работ также финансируется Европейским банком реконструкции и развития.
- Какую из задач №1 предстоит решить ФГУП «ФЭО» в ближайшее время? И можно ли сказать, хотя бы примерно, к какому году в нашей стране проблема утилизации кораблей с ЯЭУ будет сведена «на ноль»? Или это невозможно в принципе?
- Все организационные вопросы, связанные с утилизацией кораблей с ядерной энергетической установкой у нас в стране в целом решены. Главными же задачами ФГУП «ФЭО» в вопросах ядерного наследия являются две. Это - обеспечение радиационной безопасности при обращении с ОЯТ и РАО, накопленными в процессе деятельности Военно-морского флота СССР и реабилитация территорий бывших береговых баз ВМФ.