Начавшаяся 23 маяexternal link, opens in a new tab Международная научно-практическая конференция «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики» (МНТК-2012) на следующий день продолжилась в форме секционных заседаний.
На заседании секции, посвященной обращению с ОЯТ, с основным докладом выступил советник ГК «Росатом» И.В.Гусаков-Станюкович, который рассказал собравшимся о ведомственной «Программе создания инфраструктуры и обращения с ОЯТ на 2011-2020 годы и на период до 2030 года».
По словам докладчика, в настоящее время в России накоплено свыше 22 тысяч тонн ОЯТ, из которых на площадках АЭС находится 16 тысяч тонн, и пока количество ежегодно вырабатываемого ОЯТ больше, чем за аналогичный период вывозится на хранение и переработку. При этом если ОЯТ реакторов ВВЭР направляется на хранение на ФГУП «ГХК» или на переработку на ФГУП «ПО «Маяк», то основной проблемой на настоящий момент является АЭС реакторов РБМК, количество которого составляет 12,5 тысяч тонн. На рубеже 2011 и 2012 годов начало функционировать сухое хранилище ОЯТ РБМК на Горно-химическом комбинате, и весной 2012 года туда прибыл первый состав с ОЯТ Ленинградской АЭС. В дальнейшем кондиционное ОЯТ с Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС будет направляться на ГХК, некондиционное ОЯТ – на ПО «Маяк».
По словам И.В.Гусакова-Станюковича, планируется, что в ходе реализации программы к 2018 году объем ежегодного вывоза ОЯТ с площадок АЭС превысит его ежегодную наработку в 1,5 раза, к 2030 году все 100% ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000 будет размещены на длительное централизованное хранение на площадке ГХК, после чего основной специализацией ГХК станет производство МОКС-топлива. В свою очередь, все 100% ОЯТ реакторов ВВЭР-440 и БН-600, а также транспортных и исследовательских реакторов, будет переработано на ПО «Маяк». Исключение составит Билибинская АЭС, транспортировать ОЯТ которой на централизованные пункты переработки нецелесообразно из-за географической удаленности, поэтому оно будет захоронено на месте.
Одной из главных тем заседания стало именно начавшаяся в последние месяцы транспортировка ОЯТ с Ленинградской АЭС на ГХК. Ряд докладов, представленных организациями, участвующими в реализации этого проекта – Ленинградской АЭС, НПФ «Сосны», НИТИ им. Александрова, ГНЦ РФ-ФЭИ - были посвящены различным техническим деталям проекта, таким, как организации временного хранения ОЯТ на Ленинградской АЭС технология разделки и осушки ТВС РБМК, организация системы учета и контроля ОТВС их безопасной проверки транспортировки и др.
Представитель Ленинградской АЭС И.В.Черемискин в докладе, озаглавленном как «Реализация пилотного проекта по организации замкнутого топливного цикла РБМК-1000» рассказал о работах по вывозу пучков твэлов некондиционных ОТВС РБМК с Ленинградской АЭС на переработку на ФГУП ПО «Маяк». Как пояснил докладчик, первоначальные эксперименты по переработке ОТВС происходили на НИИАР в Димитровграде, однако технология, применявшаяся на НИИАР, не могла быть использована в промышленном масштабе. Для транспортировки пришлось разрабатывать специальный вагон-контейнер ТК-11 на 16 ампул с пучками твэлов от 8 ОТВС, который вступил в строй в октябре 2011 года.
С.А.Спицин (НПП «Машпроект») выступил с докладом об удалении негерметичных и дефектных ОТВС с площадок АЭС. Как уже сообщалось, ОТВС с реакторов ВВЭР-440 (которые в России эксплуатируются на Кольской и Нововоронежской АЭС) направляются на переработку на завод РТ-1 на заводе «Маяк». При этом, однако, на Кольской АЭС образовалось большое количество некондиционных АЭС, которые невозможно было перерабатывать на РТ-1. Способ решения этой проблемы был найден на Нововоронежской АЭС, где была отработана технология разделки дефектных ОТВС в горячей камере. В связи с чем был разработан специальный пенал для отправки дефектных ОТВС с Кольской на Нововоронежскую АЭС (что было сочтено более эффективным, чем сооружать новую горячую камеру на Кольской АЭС).
С большим интересом был выслушан доклад С.Ф.Долбищева из РФЯЦ-ВНИИЭФ о создании новых транспортных упаковочных комплексов для транспортирования ОЯТ реакторов РБМК и ВВЭР-1000/1200. В разработке конструкции принимали участие также специалисты НИКИЭТ, ГХК, ВНИПИЭТ. За основу были взяты конструкция классического контейнера для транспортировки ОТВС РБМК ТУК-109, а также особо прочный контейнер ТУК-103 с демпферами на торцах и разработанный ВНИИЭФ совместно со специалистами из США контейнер ТУК-117 на 136 ОТВС ВВЭР, интересный тем, что в качестве защиты от гамма-излучения там используется обедненный уран. В конечном итоге для массового производства была выбрана более скромная конструкция контейнера для ОТВС ВВЭР на 20 ТВС с остаточным тепловыделением 40 кВт с использованием меди в качестве гамма-защиты. Что же касается контейнеров для РБМК, то был разработан модернизированный проект ТУК-109Т, полностью совместимый со всей ныне существующей инфраструктурой. В 2013 году должны быть изготовлены 8 таких контейнеров специально для транспортировки ОЯТ Курской АЭС, что станет важным вкладом в выполнение программы по вывозу ОЯТ РБМК.