5 июня 2012 года в рамках международного форума «АТОМЭКСПО-2012» состоялся круглый стол на тему «Стратегия развития атомной отрасли: по всей технологической цепочке».
С основным докладом на тему «Глобальная энергетическая перспектива» выступил представитель консалтинговой компании McKincey&Company Окко Роелофсен. Он отметил, что, несмотря на модные в последнее время разговоры об энергосбережении, рост производства электроэнергии в мире все равно будет увеличиваться, в частности, в связи с развитием электромобилей, использования электричества в отоплении и т.п. Представленные им графики, прогнозирующие рост потребления электроэнергии в мире, по сути, повторяли те прогнозы, которые в последние годы делали представители Росатома в качестве обоснования необходимости форсированного развития ядерной энергетики.
Тему продолжил представитель французского Комиссариата по атомной энергии Кристоф Беар. Как он сообщил, новый президент Франции Франсуа Олланд, скептически относящийся к атомной энергетике, недавно заявил о желательности снижения доли атомной энергии в энергобалансе Франции до 50% с заменой на возобновляемые источники, но, по мнению докладчика, реальность этого представляется сомнительной. Беар также сообщил, что в качестве замены нынешним устаревающим блокам рассматриваются проекты быстрых реакторов – натриевого ASTRID и в более далекой перспективе – газоохлаждаемого ALLEGRO с тем, чтобы в конечном итоге создать систему, основанную на сосуществовании легководных и быстрых реакторов.
О российских планах рассказал директор по стратегии и инвестициям ГК «Росатом» Игорь Караваев, который заявил, что все ранее заявленные планы по развитию атомной энергетики остаются в силе – доля ядерной энергетики в энергобалансе будет сохраняться, а в абсолютном выражении объемы ядерной генерации будут расти. Он отметил, что сегодня в мире 1,3 млрд человек (40% из них – в странах Азии) сегодня не имеют доступа к электричеству, причем большинство из стран с такой ситуацией не имеют ископаемых энергоресурсов, поэтому естественно, что эти страны будут потенциальными заказчиками на строительство АЭС. По его словам, стратегическая задача Росатома – обеспечение технологического лидерства, в т.ч. вхождение в Top-3 во всех сегментах рынка. Например, по атомной генерации концерн «Росэнергоатом» занимает второе место в мире после французской EdF, но со значительным отрывом, в то время как к 2030 году объемы генерации на российских АЭС должны стать уже одного масштаба с EdF. Помимо тех направлений развития отрасли, в которых предприятия Росатома уже сегодня являются в числе мировых лидеров (строительство АЭС ядерная генерация, производство топлива и т.п.) планируется достичь лидерства и в других областях, например, на рынке радиоизотопов. Уже сейчас в Росатом входит 15 предприятий по выработке изотопов, в том числе таких уникальных, как, например, калифорний-252, один грамм которого стоит 6 млн долларов. Как сообщил Караваев, для обеспечения этих задач уже сейчас обеспечивается рост расходов на НИОКР – за период с 2006 по 2012 год расходы на НИОКР в Росатоме выросли с 0,6 до 1,2% от выручки (при том, что и выручка за этот период выросла в 3 раза).
Исполнительный вице-президент британской компании Rolls-Royce Nuclear Пол Хэррис выступил с докладом на тему «Международные подходы к бэк-енду», где рассказал об имеющихся в Великобритании предложениях на данную тему. Компания Rolls-Royce имеет активы во многих отраслях машиностроения, в том числе 53 года работает в атомной отрасли. При этом «атомная» сторона деятельности компании Rolls-Royce долгое время не афишировалась, т.к. относилась преимущественно к ядерному оружейному комплексу, в частности, в производстве реакторов для АПЛ, включая техническую поддержку в течение всего срока службы.
Касаясь вопрос о завершающих стадиях ЯТЦ, докладчик констатировал, что фактически все страны мира в отношении ОЯТ пока придерживаются стратегии «откладывания в долгий ящик», поскольку все конкретные варианты решений (будь то геологическое захоронение или строительство заводов по переработке) являются непопулярными. Поэтому пока большинство ОЯТ в мире находится на пристанционных хранилищах. Применительно к Великобритании, по словам докладчика, был выбран курс на переработку ОЯТ для производства МОКС-топлива, а альтернативные варианты – геологическое захоронение или трансмутация в реакторах типа PRISM – были отклонены. В мире же в целом, как отметил докладчик, построить геологические хранилища можно не везде, а строительство заводов по переработке могут себе позволить только богатые страны. Исходя из этих соображений, Хэррис выступил за создание небольшого количества крупных международных центров по обращению с ОЯТ.