9 июня 2014

На Общественном совете Росатома рассмотрены вопросы по обращению с ОЯТ и РАО

Atomic-Energy.ru

5 июня 2014 года под председательством генерального директора Росатома С.В.Кириенко состоялось очередное заседание Общественного совета Госкорпорации «Росатом». В своём вступительном слове С.В.Кириенко поздравил собравшихся с отмечаемым Всемирным днём окружающей среды (в России – «День эколога»).

С первым докладом на тему «О концепции законодательного обеспечения обращения с ОЯТ» выступил Директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и вывода из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов ГК "Росатом" Олег Крюков. Он напомнил,  что сегодня в мире накоплено 370 т. ОЯТ, в том числе РФ – 24 тыс тонн; и представил справку о ходе работ по созданию в России инфраструктуры по переработке ОЯТ (ввод «сухого хранилища» и строительство ОДЦ на ГХК, модернизация существующих объектов на ГХК и ПО «Маяк», начало программы по решению проблемы обращения с ОЯТ реакторов РБМК, возвращение ОЯТ энергетических и исследовательских реакторов и др.), Целевая задача – к 2025 году добиться превышения перерабатываемого ОЯТ над образующимся (сейчас перерабатывается в год 65 тонн, а образуется – 650 тонн). Пуск пускового комплекса опытно-демонстрационного центра (ОДЦ) по переработке ОЯТ на ГХК мощностью 15 тонн в год для отработки технологии планируется уже в 2015 году с перспективами повышения этой мощности до 250 тонн к 2018 году и до 1000-1200 тонн к 2025 году. Также ведётся большая работа по модернизации и дальнейшему развитию инфраструктуры по переработке ОЯТ на ПО «Маяк».

Как отметил Олег Крюков, для продолжения работы в этом направлении требуется внесение ряда поправок в законодательство. При том, что отдельного закона по обращению с ОЯТ (по аналогии с законом об обращении с РАО) принимать не планируется, тем не менее назрел целый ряд законодательных инициатив. Коррективы законодательства необходимы в следующих целях: выполнение международных обязательств (необходимость привести законодательство в соответствие с требованиями Объединённой конвенции о безопасности обращения с ОЯТ и РАО); необходимость законодательно закрепить положительные изменения последних лет по практической реализации заключительных стадий жизненного цикла ядерного топлива и  необходимость устранить имеющиеся законодательные противоречия и пробелы. В частности, предлагается закрепить в законодательстве понятие ОЯТ (в настоящий момент такое определение отсутствует) и не допускать использования топлива, в отношении которого не предусмотрены механизмы завершающей стадии обращения с ним.

По итогам обсуждения вопроса было принято решение принять доклад к сведению и одобрить основные направления и поэтапный подход к развитию законодательства РФ по обращению с ОЯТ.

С докладом на тему «Исследование воздействия на здоровье населения радиационных и химических факторов в Красноярском крае» выступил первый заместитель директора ИБРАЭ РАН Рафаэль Арутюнян. Он представил результаты проведённых в ИБРАЭ анализов радиационного и химического мониторинга на основании результатов наблюдений 2007-2011 годов. Анализировались как риски химического загрязнения территории, так и радиационные риски, связанные с текущей и предыдущей работой ГХК.

Как отметил докладчик, по итогам радиационного мониторинга за последние годы накоплен огромный массив информации, количество же информации по химическим загрязнениям  значительно меньшее, тем не менее достаточное для исследований. По итогам обработки накопленных данных выяснилось, что средняя годовая эффективная доза облучения населения Красноярского края на 82,84% состоит из природного облучения, на 17% - из медицинским источников, и лишь на 0,17% - из техногенных источников и предприятий с ИИИ. В частности, вклад радона в дозу облучения составляет 0,002 мЗв в год – в 500 раз ниже предела дозы и в 5000 раз ниже предела безопасного для здоровья уровня. Были представлены анализ мониторинга поглощённой дозы облучения на различных расстояниях сбросов ГХК в реку Енисей на разных расстояниях от места сброса – от 5 до 250 км. Во всех этих случаях поглощённая техногенная доза облучения составляет лишь доли процента от природного фона. Оценки показателей риска канцерогенных заболеваний для жителей Железногорска, а также для «группы риска» (рыбаков, вылавливающих рыбу ниже по течению от сбросов ГХК) на три порядка ниже, чем аналогичные риски от химических выбросов для жителей Красноярска.

По итогам обсуждения было принято решение – в рамках подготовки к региональному форуму-диалогу, который планируется осенью 2014 г. в Красноярске, дополнить результаты исследования данными за последние два года и адаптировать полученные научные результаты для широких масс населения региона.

Руководитель Управления Росатома по работе с регионами, ответственный секретарь Общественного совета Росатома Александр Харичев рассказал об итогах состоявшейся 23-26 апреля 2014 года поездки делегации НО «РАО» и  Общественного совета Росатома на объекты Французского национального агентства по управлению радиоактивными отходами ANDRA. Данный вопрос представляет важность в свете создания в России системы по обращению с РАО и изучения международного опыта взаимодействия с общественностью.

В ходе поездки состоялись встречи с руководством ANDRA и посещение объектов по обращению с РАО: подземной научно-исследовательской лаборатории CIGEO, подземной лаборатории в муниципалитете Об для низко- и среднеактивных отходов и промышленного центра временного хранения и захоронения очень низкоактивных РАО. Особое внимание в ходе поездки было уделено организации работ по взаимодействию с общественностью. Эта деятельность включает в себя: проведение социологических исследований, экскурсии на объекты, мониторинг СМИ и блогосферы, специальные мероприятия для различных целевых групп (студенты и школьники, врачи, депутаты политические деятели), издание разъяснительной печатной продукции, регулярные рассылки, деятельность «местных информационных комиссий» (аналог общественного совета при объекте), «инфобус» (автобус, разъезжающий по территориям) и т.д. Результат: согласно соцопросам, чем ближе тот или иной населённый пункт находится к месту расположения ПЗРО, тем выше процент положительных оценок.

Интерес представляет и система согласования решений о строительстве ПЗРО с населением и органами власти. Законодательство предусматривает понятие «национальной необходимости», не требующее согласования с региональными властями. Согласно национальному закону, для размещения ПЗРО определено 7 департаментов на основании результатов геологических изысканий. Для размещения ПЗРО требуется одобрение органов местного самоуправления (коммун) по результатам общественного обсуждения, при этом мотивацией является перечисление 20% оборота ПЗРО в бюджет коммуны и департамента. Для примера: бюджет коммуны до строительства ПЗРО составлял 50 тыс. евро в год, после строительства – 980 тыс. евро в год.

По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать Управлению Росатома по работе с регионами обобщить и использовать опыт ANDRA в работе с общественностью при работах по созданию системы обращения с РАО в России. Национальному оператору по обращению с РАО было рекомендовано пригласить мэров французских коммун, расположенных рядом с предприятиями ANDRA для участия в общественных слушаниях в один из регионов России, где планируется размещение ПЗРО, а также обобщить французский и российский опыт и разработать соответствующие изменения в законодательство по обращению с РАО.

Общественный Совет также утвердил представленный проект заключения на проект указа Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» и проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации». Упомянутые проекты нормативных актов регламентируют вопросы пенсионного обеспечения специалистов ядерного оружейного комплекса.