5 октября 2016 года в Санкт-Петербурге в рамках ХI Международного ядерного форума состоялся круглый стол на тему «Основные результаты и направления совершенствования законодательного обеспечения в области использования атомной энергии и развития нормативно-правовой базы обеспечения безопасности ядерных технологий».
«Это уже традиция проводить круглый стол на Международном ядерном форуме в Санкт-Петербурге по нормативному регулированию, где мы оцениваем достижения прошедшего года и обсуждаем проблемы, требующие пристального внимания»,
– отметил Сергей Райков, директор Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом».
Открыл круглый стол директор ФБУ «НТЦ ЯРБ» Александр Хамаза с докладом «Развитие культуры безопасности на объектах использования атомной энергии: совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации». Он представил историю формирования культуры безопасности на объектах использования атомной энергии (ОИАЭ), начиная с того момента, как этот вопрос был поставлен в ходе анализа причин и последствий Чернобыльской аварии 1986 года.
Докладчик представил информацию о нормативных актах Ростехнадзора, регулирующих этот вопрос. В настоящее время основным документом, регламентирующим вопросы культуры безопасности, являются «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные указом президента РФ 1 марта 2012 года. В качестве актуальной задачи поставлена разработка и внедрение принципов и методов культуры безопасности на ядерно- и радиационно опасных объектах, включающих унифицированные средства и методы проведения психофизиологических обследований персонала.
Вывод, сделанный докладчиком, заключен в том, что культура безопасности на ОИАЭ приобрела ключевое значение для атомной отрасли, в связи с чем необходимо продолжать работу по правовому регулированию вопросов, связанных с ее формированием и поддержанием, в целях недопущения повторения негативных событий прошлых лет.
Сергей Райков, директор Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» выступил с докладом на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации в области государственного управления и обеспечения безопасности при использовании атомной энергии». Он проинформировал участников круглого стола о ряде правовых коллизий и пробелов в законодательстве в области государственного управления и обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, существовавших на начало 2016 года. В их числе:
- Правительство РФ было не наделено полномочиями по установлению порядка осуществления лицензирования и лицензионного контроля в области использования атомной энергии в оборонных целях;
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» устанавливает, что Госкорпорация «Росатом» осуществляет лицензирование деятельности в области использования атомной энергии в оборонных целях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» на указанную деятельность не распространяется;
- за Госкорпорацией «Росатом» были не закреплены полномочия по организации проведения экспертизы документов, необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии в оборонных целях.
Для решения этих проблем был принят Федеральный закон от 30 марта 2016 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии», который внес изменения в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Планом-графиком разработки проектов актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации «Росатом», необходимых для реализации норм Федерального закона от 30 марта 2016 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии» предусмотрена разработка:
- постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и лицензионного контроля»;
- приказа Госкорпорации «Росатом» «Об утверждении порядка проведения экспертизы документов, необходимых для получения лицензии на организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях»;
- приказа Госкорпорации «Росатом» «Об утверждении порядка проведения экспертизы документов при принятия решения о выдаче сертификата-разрешения на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида».
Заместитель директора Блока управления инновациями – Директор Департамента управления федеральными программами и инновационным развитием Госкорпорации «Росатом» Наталья Ильина рассказала о поправках в законодательство, связанных с принятием закона № 74-ФЗ от 30 марта 2016 года, согласно которому в структуре Росатома вводится понятие головных научных организаций (ГНО), головных конструкторских организаций (ГКО) и головных проектных организаций (ГПО) и об имеющихся дальнейших предложениях в законодательство по данным вопросам.
Советник Департамента физической защиты Госкорпорации «Росатом» Александр Драгунов выступил с докладом «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». Учитывая сохраняющуюся опасность угрозы террористического характера, поправка вводит в закон новый статус для объектов использования атомной энергии – «зоны безопасности с особым правовым режимом». Новая редакция статьи 31 устанавливает, что
«в целях повышения уровня антитеррористической защищенности объектов использования атомной энергии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, устанавливается зона с особыми условиями использования территорий – зона безопасности с особым правовым режимом».
Советник Генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Владимир Кучинов рассказал о международной правовой базе мирного использования ядерной энергии. Развитие международного правового регулирования мирного использования атомной энергии началось практически в пятидесятых годах прошлого столетия с подготовки и принятия в 1956 году Устава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Этот документ стал первым международным правовым документом, определяющим такие понятия, как ядерная безопасность и гарантии Агентства.
Любые действия по совершенствованию российского законодательства, регулирующего использование ядерной энергии в стране, должны опираться как на национальный, так и на международный опыт в этой области, учитывать соответствующую современную международную правовую базу, регулирующую отношения между субъектами международного права в области использования атомной энергии, а также документы, выпускаемые МАГАТЭ и другими международными организациями.
Общими для всех конвенций в области безопасности являются нормы, согласно которым государство несет ответственность за создание и поддержание:
- законодательной и регулирующей основы безопасности, включая введение соответствующих национальных требований и регулирующих положений в области безопасности;
- системы лицензирования деятельности;
- системы регулирующего контроля и оценки в целях проверки соблюдения регулирующих положений и условий лицензий;
- механизма обеспечения выполнения указанных положений и условий, в том числе эффективные санкции.
Общим является также требование учредить или назначить наделенный надлежащими полномочиями, компетенцией, финансовыми и людскими ресурсами регулирующий орган, которому поручается реализация законодательной и регулирующей основы, а также принимать соответствующие меры для обеспечения эффективного разделения функций регулирующего органа и функций любых других органов или организаций, которые занимаются содействием использованию или использованием атомной энергии.
Стандарты безопасности МАГАТЭ не имеют обязательного характера для стран-участниц Агентства. Но, несмотря на рекомендательный характер этих стандартов, многие государства воплощают их положения в своем национальном законодательстве, поскольку их выполнение обеспечивает безопасность ядерной энергетики и научных исследований. В то же время для государств, получающих от Агентства помощь при создании ядерных объектов в рамках этой помощи стандарты МАГАТЭ обязательны.
Докладчик подробно рассказал о мерах по реализации нормативной базы МАГАТЭ при решении проблемы ядерной программы Ирана и подчеркнул, что юбилейная, 60-я Генеральная конференция МАГАТЭ (сентябрь 2016 года), наглядно продемонстрировала эту тенденцию и возрастающий интерес государств-членов Агентства к мирному использованию атомной энергии.
Проректор – директор Департамента международной деятельности НОУ ДПО «ЦИПК Росатома» Росатома Владимир Артисюк выступил с докладом «О формировании органов управления атомной энергетикой в странах-новичках», рассказав о создании ядерной инфраструктуры в странах, вступающих на путь развития или расширения национальных ядерно-энергетических программ. В настоящее время в разной степени развития национальных ядерных программ насчитывается 27 стран-новичков. Докладчик рассказал о программах МАГАТЭ в этой сфере (остановившись на миссиях INIR, посвященных инспекции создания систем ядерного регулирования) и особо отметил роль и инструментарии Росатома в развитии национальных ядерных инфраструктур.
Президент Союза саморегулируемых организаций (СРО) НП «Союзатомстрой» Виктор Опекунов представил доклад «О роли СРО в системе обеспечения безопасности ОИАЭ на стадии сооружения». Он рассказал о современном состоянии и структуре строительного комплекса атомной отрасли и динамике его развития. СРО атомной отрасли регулирует такие этапы жизненного цикла ОИАЭ, как инженерные изыскания, проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция и вывод из эксплуатации.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ устанавливающий усиление позиций, функционала и ответственности СРО за безопасностью сооружения объектов, в частности, ввёл дополнительные требования к контролю за деятельностью организаций-членов СРО, в т.ч. в части технического регулирования и стандартизации.
«Умение отстаивать не только свою позицию по предлагаемой законодательной инициативе, но и вести дискуссию, слушать и слышать, а самое главное, увидеть свою законодательную проблему глазами других участников – это сегодня определяет уровень культуры в законодательном процессе. Различные площадки, круглые столы, форумы, которые позволяют дискутировать на заданную тему, помогают нам находить общее решение, устраивающее всех. Сегодняшний круглый стол – это очередной шаг в этом направлении»,
– отметил работу круглого стола Николай Мартьянов, советник Генерального директора Госкорпорации «Росатом».
По итогам круглого стола будут утверждены рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере атомной энергетики, которые должны быть учтены в работе Государственной Думы нового созыва.
Комментарии членов Общественного совета Госкорпорации «Росатом»
Олег Муратов:
«Каждый год ядерный форум освещает актуальные темы использования атомной энергии. В этом году форум был посвящен одной из ключевых тем – культуре безопасности. Данная тема включает как социокультурные, так и вопросы технической безопасности. Интересным был доклад по вопросам законодательных инициатив обеспечения деятельности объектов использования атомной энергии, представленный советником Департамента физической защиты Госкорпорации «Росатом» Александром Драгуновым. Федеральный закон №356-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» устанавливает на объектах использования атомной энергии зону безопасности с особым правовым режимом. Считаю необходимым обсудить формирование зоны безопасности в Общественном совете Госкорпорации «Росатом», поскольку тема затрагивает и интересы большого количества граждан, их конституционных прав, и вопросы, связанные с экономическим развитием регионов.
Кроме основной тематики третий год подряд проводится встреча (круглый стол) ветеранов отрасли. Именно встреча ветеранов даёт обсудить актуальные проблемы по вопросам использования объектов атомной энергии. Повесткой круглого стола стала тема передачи критический знаний. Ветераны выступили с озабоченностью резкого снижения качества подготовки специалистов».
Алёна Яковлева:
«Прошедший круглый стол по вопросам совершенствования законодательства и развития нормативно-правовой базы был крайне актуален и важен для понимания тех задач, которые стоят перед отраслью и выработки скоординированных действий по их решению. Прошли активные дискуссии со множеством вопросов к выступающим. Идет большая работа в этой области как со стороны Госкорпорации «Росатом», так и регулирующих органов.
Считаю важным обсудить заключительные выработанные рекомендации участниками круглого стола на рабочей группе по общественному контролю Общественного cовета Росатома».