24 — 25 января 2019 г. в Дубне работала 49-я сессия Программно-консультативного комитета ОИЯИ по физике конденсированных сред.
С двумя докладами на сессии выступил директор ЛНФ В. Н. Швецов – «О положении дел на реакторе ИБР-2» и с информацией о намерении открытия новых тем: «Разработка проектного отчета о создании нового Дубненского нейтронного источника» и «Строительство лаборатории структурных исследований макромолекул и новых материалов в Национальном центре синхротронного излучения SOLARIS (Польша)».
Обзор основных научных и методических результатов прошлого года сделал Д.П. Козленко, о состоянии дел надифрактометре ФСД рассказал Г.Д. Бокучава. По текущему состоянию и перспективам нового нейтронного источника выступили А.М. Балагуров и А.И. Иоффе. С научным докладом выступил Ф. Мезеи (ESS, Швеция – Исследовательский центр имени Вигнера, Венгрия) – «Оборудование и модераторы установки ESS» и сотрудники ОИЯИ Е.А. Кизима, Э.Б. Душанов, И.Д. Иванцов. Участники сессии побывали на экскурсии в ЛЯР.
Первым на вопросы дубненских журналистов ответил В.Н. Швецов:
– Как я говорил в своем докладе, прошлый год нельзя назвать самым удачным в жизни реактора. С другой стороны, были и положительные моменты: очень большое количество оборудования, которое мы физически не успели заменить во время модернизации – видно, что истекает срок его службы, регулярно меняется, у нас есть планы на замену до 2026 года. Так случилось, что последовательность нескольких неполадок в разных компонентах оборудования привела к тому, что мы потеряли два цикла в 2018 году. Дополнительно к этому, начались процессы, которые были и на старом реакторе ИБР-2 с неким увеличением разброса импульса. И мы, так же как и наши предшественники в конце 1997 года, приняли решение перейти на более низкий уровень мощности реактора, чтобы абсолютно надежно гарантировать нормальную стабильную работу реактора. Хотя все эти флуктуации, как я показывал в своем докладе, очень далеки от того уровня, который считается критическим для безопасной работы реактора и при котором начнет срабатывать автоматическая защита. До этого нам еще очень далеко, тем не менее, мы решили уменьшить мощность и увеличить расход теплоносителя, чтобы стабильнее работать дальше. Мощность понизили на 300 кВт, то есть вместо 2 МВт будет 1,7. А чтобы не страдали наши пользователи-физики, просто увеличим длительность циклов – в этом году планируем отработать на 500 часов больше, чем обычно работаем на эксперимент.
А если вообще подводить итоги прошлого года, то количество публикаций сотрудников лаборатории такое же, как в прошлые годы. В отделении конденсированных сред из-за того, наверное, что реактор работал меньше, ездили на конференции в полтора раза больше: в 2017 году было 136 поездок, а в прошлом – 193. В этом есть свои плюсы – значит, люди больше общались и представляли свои результаты. Поэтому прошлый год нельзя назвать каким-то выдающимся ни в одну, ни в другую сторону. Просто нормально, хорошо работали.
Если говорить о будущем лаборатории, большой прогресс был сделан в обосновании нового источника. Буквально вчера закончилось совещание рабочей подгруппы по новому нейтронному источнику в рабочей группе стратегического планирования ОИЯИ. Многие его участники отмечали прогресс, достигнутый после рабочего совещания начала декабря – была видна работа НИКИЭТ и наших сотрудников. Сергей Куликов показал разводку пучков на будущем реакторе с конкретными замедлителями, – так что работа идет.
С информацией о программе пользователей ЛНФ на сессии выступила Д. Худоба:
– Это уже традиция – на январской сессии ПКК мы делаем отчет по выполнению пользовательской программы на реакторе, даем статистику экспериментов, но не только. На прошлой январской сессии нашей лаборатории было предложено разработать новую пользовательскую панель подачи предложений на эксперименты. Весь 2018-й мы работали над этим, и сегодня я покажу первые, еще не окончательные результаты, работа продолжится. Вообще, для пользователей 2018 год получился сложным, и приехали к нам около 50 экспериментаторов: почти 30 из России, также были специалисты из Германии, Польши, Украины, Румынии, Болгарии, один исследователь приехал из Египта. Распределение по направлениям исследований повторяет 2017 год: на первом месте материаловедение – около 40 процентов, затем идут физика, химия, прикладные науки, биология, геология.
Наибольшее число голосов членов ПКК набрала Татьяна Нагорная с работой «Процессы кластеризации фуллерена С70 в смеси толуол/N-метилпирролидон по данным МУРР, МУРН и ДСР», второй стала Надежда Белозерова («Исследования кристаллической и магнитной структуры сложных наноструктурированных оксидов переходных металлов в широком диапазоне давлений и температур»), третьим – Владимир Жакетов («Изотопно-идентифицирующая нейтронная рефлектометрия на импульсном нейтронном реакторе ИБР-2»).
Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) был создан на основе Соглашения, подписанного 26 марта 1956 г. в Москве представителями правительств одиннадцати стран-учредителей, с целью объединения их научного и материального потенциала для изучения фундаментальных свойств материи. Институт расположен в Дубне, в 120 км от Москвы, в Российской Федерации. Сегодня Объединенный институт ядерных исследований является всемирно известным научным центром, в котором фундаментальные исследования (теоретические и экспериментальные) успешно интегрированы с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием. Членами ОИЯИ являются 18 государств.