30 октября 2020 года Росатом организовал встречу иностранных выпускников советских и российских университетов Energy to inspire. Встреча была посвящена развитию сотрудничества в области образования, науки и технологий, взаимодействию иностранных выпускников отечественных университетов инженерно-технических и атомных специальностей. Ключевыми тематиками встречи стали образование, сотрудничество а также благотворительные и волонтерские инициативы, как общий объединяющий социокультурный компонент.
Выбранный формат мероприятия (оно прошло в онлайн-режиме) позволил встретиться свыше 3000 выпускников разных лет из более чем 80 стран мира. Они активно включились в дискуссии и высказали свои вопросы и мнения о плюсах и минусах ключевых этапов развития российской образовательной системы за последние 50 лет, оценили роль выпускников в решении глобальных научно-технологических и социальных инициатив, поделились воспоминаниями о студенческой жизни.
Во встрече приняли участие: руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Евгений Примаков и его заместитель Павел Шевцов; заместитель директора департамента международного сотрудничества Минобрнауки России Юрий Распертов; ректор ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» Николай Рогалев; генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений (ИНКОРВУЗ-XXI) Анисет Габриэль Кочофа; врио ректора ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Андрей Яковлев; заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева; заместитель директора Института ядерной физики и технологий Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Георгий Тихомиров; директор бизнес-школы Университета Замбии Лубинда Хаабазока; заместитель начальника Управления международной академической мобильности Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Васиф Фараджов; проректор по международной деятельности ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Лариса Ефремова; проректор по международным связям ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» Александр Тарасов; директор по развитию студенческого потенциала НИУ «Высшая школа экономики» Павел Здоровцев; генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома» Юлия Ужакина и другие. Модераторами нетворкинг-сессий выступили: директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Лариса Тарадина, академический директор Московской школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук, заместитель директора по стратегическим коммуникациям Фонда «Подари жизнь» Сергей Митрофанов. Вели онлайн-встречу российская журналистка, теле- и радиоведущая Елена Ханга и телеведущий Вячеслав Макаров.
Встреча проходила в формате тематических нетворкинг-сессий, в ходе которых участники обсудили актуальные форматы взаимодействия выпускников, социальные и волонтерские проекты и инициативы, как важный инструмент значимых социальных изменений, преимущества советского/российского инженерно-технического образования и ответили на многочисленные вопросы зрителей.
Говоря о роли Россотрудничества в привлечении и отборе иностранных абитуриентов в Россию, Евгений Примаков отметил:
«Российское образование за последние годы становится все более и более популярным. Мы собираемся запустить так называемый суперсервис, цифровую платформу «Образование в России для иностранцев», это будет некая точка входа, единое окно, где абитуриенты смогут подавать документы, проходить профориентацию, выбирать вуз, получать юридическую поддержку, проходить тестирования и видео-собеседования».
Отвечая на вопросы иностранных студентов о главных качествах человека, востребованного в условиях современной экономики, Татьяна Терентьева отметила:
«Нужно, во-первых, ничего не бояться, быть жадным до знаний, и, главное, постоянно пробовать что-то новое, учиться, не стоять на месте. Только благодаря непрерывному обучению и развитию, постоянному самосовершенствованию можно добиться успеха. Принцип life-long-learning сегодня актуален как никогда, и конечно же, главным условием является желание самого студента реализовать себя и раскрыть свой потенциал. Настраивайтесь на то, что учиться придется на протяжении всей жизни».
Татьяна Терентьева также рассказала о подготовке высококвалифицированных кадров для строительства и эксплуатации АЭС за рубежом –
«Мы заинтересованы, чтобы на возводимых Росатом станциях работали только высококвалифицированные специалисты. В самое ближайшее время мы планируем открывать учебные центры компетенций в разных странах мира, где будут преподавать отраслевые эксперты и чемпионы отраслевого движения AtomSkills по различным компетенциям. Мы будем активно делиться лучшими образовательными практиками на международном уровне, чтобы, вместе с партнерскими колледжами и вузами, готовить для стран-партнеров специалистов высокого класса опираясь на опыт и методики Росатома».
В ходе мероприятия также обсуждались вопросы развития российского образования, какие преимущества оно дает выпускникам и как меняет их жизнь. Анисет Габриэль Кочофа рассказал свою историю получения образования в советском вузе, отметив, что это были лучшие годы его жизни, преподаватели русского языка в вузах были студентам как родители, качественное образование было получено, а с вопросами трудоустройства не возникало проблем. Современное образование в России унаследовало многие моменты из прошлого.
«Получить российский диплом - это получить путевку в жизнь. Нет такого, чтобы ты получил образование в России и не смог себя найти на родине. Посмотрите на меня, я реальный образец советского и российского образования. Россия оказала нам огромную помощь» – подчеркнул он.
«Россия занимает в моем сердце большое место. Я очень люблю город Ростов-на-Дону, город, в котором мне довелось учиться. Я туда поехал учеником, а вернулся кандидатом экономических наук»,
– рассказал Лубинда Хаабазока. Сегодня он - проректор университета Замбии, президент ассоциации экономистов, которая консультирует по экономическим вопросам президента страны.
В ходе дискуссии участники пришли к заключению, что в части развития сообществ выпускников именно самые активные из них являются основой для развития. Вот почему университеты не должны терять связь с зарубежными выпускниками, укреплять их лояльность и вовлеченность, оказывать поддержку формированию разнонаправленных сообществ с учетом особенностей нескольких поколений и сфер интересов их участников. Участники также выразили уверенность, что гуманитарные проекты благотворительной и волонтерской направленности, как социально значимые направления развития общества, будут способствовать укреплению и расширению сообществ выпускников из разных стран. Необходимо предоставить широкий выбор возможностей для участия в проектах для всех желающих.
По мнению участников, современное инженерно-техническое образование в отечественных вузах по-прежнему, как и в советское время, занимает высокие позиции в мире. Это подтверждают и результаты опроса, проведенного среди иностранных студентов, накануне встречи, и статистика роста числа иностранных абитуриентов.
В своем заключительном выступлении, Вадим Титов отметил:
«Сегодняшняя встреча получилась, с одной стороны, очень душевной, с другой стороны, очень практичной. Мы смогли обсудить серьезные и принципиальные вопросы, которые влияют на нашу жизнь, познакомились с реальными историями представителей выпускников разных поколений. Уникален и географический охват встречи. Мы побывали в Турции, Бангладеш, Замбии и увидели профессиональные истории людей, которые начались у нас, в России. Все это вызывает чувство гордости за нашу страну, ее систему образования и показывает насколько еще большой потенциал у международного сообщества выпускников. Насколько все мы можем быть лучше, профессиональнее и более готовыми к вызовам будущего. Убежден, что когда пандемия закончится, мы обязательно соберемся офлайн на масштабный съезд выпускников».