20 апреля состоялось заседание рабочей группы Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, на котором обсуждался региональный аспект работы с опасными отходами в Северо-Западном федеральном округе в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности».
«Сегодня наша задача - обсудить первые результаты работы федерального оператора в Северо-Западном федеральном округе – одном из крупнейших промышленных регионов России, выслушать мнения представителей региональных органов исполнительной власти, бизнеса, бюджетных организаций, общественности», - обозначил задачу рабочей группы заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев.
Согласно официальной статистике больше всего отходов I и II классов в Северо-Западном федеральном округе образуется в промышленно-развитых регионах: Вологодской, Ленинградской областях и Санкт Петербурге.
«Хотелось бы отметить специфику реализации реформы обращения с отходами I и II классов в Калининградской области, учитывая ее географическое положение и трудности с логистикой. Предлагаю уделить данному региону особое внимание», - отметил член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Олег Цепкин.
С 1 марта 2022 года в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК) осуществляют работу более 25 000 пользователей, включая ведущие предприятия Северо-Западного федерального округа («Газпром», «РЖД», «Лукойл», «РУСАЛ», «Северсталь», «Роснефть» и др.). Свыше 700 тонн опасных отходов уже направлено на переработку через федерального оператора.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Тетенькин отметил необходимость максимального наполнения системы ФГИС ОПВК данными об отходах с момента образования до переработки.
«Мы поддерживаем Росприроднадзор в признании грубым нарушением и основанием для приостановления действия лицензий у предприятий систематическое невнесение информации во ФГИС ОПВК», - подчеркнул он.
«Сегодня мы решаем задачу по выстраиванию прозрачной и безопасной системы обращения с опасными отходами. В постоянном режиме ведем открытый диалог с участниками рынка, чтобы организовать работу наилучшим образом», - отметил директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
Новая система сохранила загрузку действующих производств, которые могут осуществлять добросовестное обращение с отходами I и II классов, и обеспечила работой перевозчиков, которые могут довезти отходы надежно, безопасно, на основе имеющихся лицензий.
«После вступления в силу новых правил обращения с отходами все отходообразователи оказались в равных условиях: установлены единые тарифы, работа осуществляется в единой системе, требования к передаче и транспортировке отходов также унифицированы. Это улучшит и конкурентную среду, и инвестиционную привлекательность этой отрасли», - отметил заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Юрий Максименко.
Представители бизнеса, работающего в системе, также приняли участие в заседании и поделились с участниками опытом работы по новым правилам.
«Процесс заключения договора упростился. Если раньше нам требовалось проводить конкурсные процедуры для выбора поставщика услуги по обращению с отходами I и II классов опасности, на которые уходило минимум два месяца, то теперь на заключение договора в рамках единого окна и посредством функционала цифровой платформы ФГИС ОПВК с федеральным оператором уходит не больше недели», - рассказал начальник отдела охраны окружающей среды АО «РНЦ «Прикладная химия (ГИПХ)» Максим Мацко.
Параллельно с выстраиванием учета и контроля за обращением с отходами I и II классов в настоящий момент решается вопрос восполнения дефицита перерабатывающих мощностей. К 2025 году Госкорпорация «Росатом» запустит в эксплуатацию семь экологических технопарков по переработке отходов промышленных предприятий во вторичные продукты.
«Уже очевидно, что существующих мощностей для переработки отходов недостаточно. При этом стране требуется экологически безопасная переработка, в результате которой образуются вторичные материальные ресурсы, - подчеркнула член Комитета ТПП по природопользованию и экологии Альбина Дударева. - Федеральный оператор создает сеть экотехнопарков, но это крупные промышленные кластеры, технологии которых будут перерабатывать именно те отходы, по которым стране имеется дефицит мощностей либо такие мощности отсутствуют совсем. В любом случае, необходимость в малых и средних операторах по обращению с опасными отходами остается. Сегодня мы слышим на заседании конструктивный диалог между федеральным оператором и малым и средним бизнесом».