Что сегодня значит для страны развитие генетики, для чего нужна НБГИ и почему необходимо "оптимизировать" регулирование генетических исследований — об этом говорили 3 декабря на сессии "Генетика — глобальный вызов" II Конгресса молодых ученых в Сочи.
Модератор сессии, президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук, сразу "задал планку": уровень генетических технологий сегодня — вопрос национальной безопасности: "Перед Россией стоят актуальные вопросы обеспечения биологической безопасности и достижения технологического суверенитета в области генетики. Генетика — более глубокий и опасный вызов, чем ядерный, потому что он незаметен и неощутим".
Юлия Дьякова, первый заместитель директора Курчатовского института по науке, рассказала об основных результатах ФНТП развития генетических технологий, выполняемой под научным руководством Центра. Созданы три геномных центра мирового уровня, один из них — на базе Курчатовского института, его задача — развитие генетических технологий для сельского хозяйства и промышленной микробиологии. Сформирована научно-технологическая база для развития генетических технологий. Но главный результат, по оценке Ю. Дьяковой, — разработка Национальной базы генетической информации (НБГИ).
НБГИ — важнейший научный инструмент. Ее создание обеспечит доступность генетической информации для российских ученых и гарантирует безопасность ее хранения. Кроме того, в НБГИ создается большой набор биоинформатических программ, которые позволят работать с данными для решения научных и практических задач — например, для развития новых технологий биопромышленности или разработки эффективных стратегий диагностики и терапии наследственных заболеваний.
Максим Патрушев, заместитель руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий НИЦ "Курчатовский институт", обратил внимание на ключевой критерий развития современных генетических технологий — производительность: "Сегодня для достижения успеха в генетических исследованиях необходимы большие масштабы — мы должны в большом количестве производить белковые структуры, анализировать одновременно тысячи геномов. Именно для этого нужна НБГИ. Мы сделали ядро, а дальше надо создавать вокруг него аналитическую экосистему для работы специалистов из разных отраслей".
М. Ковальчук подчеркнул, что следует максимально ускорить законотворческую работу по нормативному регулированию генетических исследований. Необходимо обеспечить скорейшее внедрение научных результатов в практику, в те отрасли, где генетические технологии наиболее востребованы (разумеется, с сохранением разумной осторожности).
"Для достижения успеха мы должны в первую очередь руководствоваться интересами государства. Должно быть решение правительства и никаких многолетних экспертиз и долгих согласований. Необходимо находить людей и структуры, которые готовы идти на осознанный риск, брать на себя ответственность за результат", — резюмировал президент Центра.
В сессии также приняли участие Владимир Авдеенко, директор дирекции развития агро- и биотехнологий компании "Иннопрактика", Роман Иванов, директор научного центра трансляционной медицины, проректор университета "Сириус", Алексей Кочетов, директор Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, и Владислав Романцев, директор по стратегическому развитию АО "Управляющая компания ЭФКО".