В декабре 2022 года в Южной Корее был введён в коммерческую эксплуатацию блок №1 АЭС "Shin-Hanul" (Шин-Ханул). Это событие широко освещалось в южнокорейских СМИ как знаковое для атомной отрасли страны.
Церемония ввода в эксплуатацию "Shin-Hanul-1" имеет значение большее, нежели обычное торжество по поводу подключения нового блока, говорится в редакционной статье "Korea Herald" от 16 декабря 2022 года.
Блок стал 27-ым атомным энергоблоком в Южной Корее и первым, чьё строительство было завершено после того, как к власти в стране пришёл президент Юн Сок Ёль.
В Южной Корее 25 действующих атомных блоков, а не 27. Однако в стране есть также два окончательно остановленных блока "Kori-1" и "Wolsong-1".
Таким образом, газета считает все блоки, которые были когда-то построены в Южной Корее, а не те блоки, которые работают сейчас.
Реактор APR-1400, установленный на блоке "Shin-Hanul-1", - первый разработанный в Южной Корее проект, в состав которого входят полностью локализованные ГЦНы и человеко-машинный интерфейс.
Проектный срок службы APR-1400 составляет 60 лет, что на 20 лет больше, чем у его предшественника OPR-1000. В 2019 году проект был сертифицирован для строительства в Соединённых Штатах.
Компания KEPCO рассматривает APR-1400 также как экспортную модель. В срок до 2030 года Южная Корея планирует экспортировать 10 атомных блоков, и "Shin-Hanul-1" станет для них референтным.
Большие надежды страна связывает с планами по строительству новых блоков в Польше и Чехии. Государственная компания KHNP оценивает площадку для сооружения блоков с APR-1400 в Польше. Атомщики Южной Кореи стремятся к победе в конкурсе на строительство новых блоков в Чехии.
"Сеул и Вашингтон обязались ускорить разработку перспективных реакторов и малых модульных реакторов. Два союзника хотят видеть укрепление сотрудничества на зарубежных ядерных рынках. Небольшие модульные реакторы рекламируются как будущее ядерной энергетики", - пишет газета.
Автор передовицы в "Korea Herald" не упомянул судебное разбирательство между ведущими атомными компаниями двух союзников.
Как известно, "Westinghouse" добивается в суде США запрета на экспорт APR-1400 в Польшу, Чехию, Саудовскую Аравию и другие страны.
Внутренние планы
Ввод блока "Shin-Hanul-1" символизирует окончание политики постепенного отказа от атома, которой придерживались предыдущий президент Мун Чжэ Ин и его правительство.
"Shin-Hanul-1" можно с полным правом считать жертвой этой антиатомной политики. Ввод блока должен был состояться в 2017 году, но был отложен на пять лет.
Новые власти страны благосклонно настроены к атомной энергетике. В 2023 году ожидается ввод в эксплуатацию блока "Shin-Hanul-2" (первый бетон в июне 2013 года).
В 2024 году возобновится строительство блоков №№3/4 АЭС ""Shin-Hanul". В 2030 году доля атомной энергетики в общей генерации Южной Кореи возрастёт с нынешних 27-28% до 32,4%. Но есть и проблемы.
"За последние пять лет (южно)корейская атомная отрасль серьёзно пострадала. Поставщики для атомных электростанций закрыли бизнес из-за нехватки работы, а инженеры уехали из страны к конкурентам за рубежом. Стало насущной необходимостью возродить разрушенную инфраструктуру атомной отрасли", - считает газета.
"Администрация Юна прилагает все усилия, чтобы возродить инфраструктуру атомной отрасли страны, которая рухнула при администрации Муна, но оппозиционная демократическая партия Кореи пытается мешать этим усилиям. Например, она стремится обнулить государственную бюджетную поддержку работам по проектам малых модульных реакторов".
Разрушить отраслевую инфраструктуру легко, восстанавливать её долго, трудно и затратно. Но на сегодняшний день нет энергоисточников, которые лучше бы подходили к географическим условиям Южной Кореи, чем атомная энергетика, и поэтому политики должны сотрудничать в деле восстановления возможностей атомной отрасли, говорится в редакционной статье "Korea Herald".