В ноябре в Ленинградской области стартует уникальная операция по утилизации полигона опасных химических отходов «Красный бор», реально угрожающий реке Неве, а, значит, и всему населению Санкт-Петербурга. «Санация» началась после двадцати лет переговоров о выборе генподрядчика, что, возможно, рекорд. За дело взялся подрядчик, утилизирующий атомные подводные лодки.
Полигону «Красный бор», который располагается в поселке Красный бор Тосненского района Ленинградской области, в этом году исполнилось 55 лет. Подарком ему стала программа «Росатома» по утилизации опасных высокотоксичных химических отходов различных производств I-IV класса опасности, которые свозились со всего Советского Союза, а потом и России. «Санация» начнется в ноябре, но отдельные работы уже идут.
Десять лет назад полигон был закрыт «на вход», кончилась вместимость, причем на самом деле где-то в начале нулевых. Но не исчезла опасность от него. НИИ гигиены Ленобласти и экологи уже около двадцати лет трубят о том, что глина данного «бассейна» пропускает заразу, которая попадает в подземные воды, реку Ижору, а через них, в свою очередь, в Неву. А главная река Питера – питьевая, там расположены водозаборы. Кроме того, полигон дает вредные испарения - ученые выяснили, что «Красный бор» пускает в атмосферу такие вещества как ксилол, толуол, формальдегид, фенол и сернистый ангидрид. Они могут вызвать анемию. По данным экологов, в местных населенных пунктах – поселках Красный бор, Никольское - аномально высокое количество людей, страдающих астмой и хроническим бронхитом. А рядом еще и один из крупнейших районов Петербурга – Фрунзенский (население – 402 тысячи человек). Всего на данный момент на полигоне хранится около 2,3 миллионов тонн химических отходов.
Всего в СССР было шесть подобных полигонов. Естественно, все федерального подчинения, «Красный бор», в России крупнейший такого типа, тоже. Губернаторы Петербурга и Ленинградской области Александр Беглов и Александр Дрозденко много лет вели переговоры с правительством РФ и руководством «Росатома». Глава Петербурга прямо говорил, что город не потянет такие санационные работы, в частности, опять-таки упоминая, что отходы свозили со всей России и Союза, а потому и рекультивация объекта должна осуществляться за федеральный счет.
В итоге была принята программа, согласно которой «санацией» полигона будет заниматься атомное ведомство. На процесс «обезвреживания» потребуется 14 месяцев, то есть должен завершиться к 2026 году, рассказал министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов после совещания кабинета министров с Владимиром Путиным. Контракт с «Росатомом» (подрядчик – «Федеральный экологический оператор») рассчитан на 23 миллиарда рублей.
В чем заключается, собственно, рекультивация? Как рассказывают специалисты, «Красный бор» станет неким «бронированным ящиком» за счет прочных водоупорных стен в грунте. Чтобы зараза не утекала. Подрядчик должен усилить дамбы открытых карт (участки), заменить старые понтоны, которые укрывают крупнейшие из них (№ 64 и 68) от дождя, установить водозаборные устройства для откачки. Полигон «закутают» по периметру железобетонной стеной в грунте глубиной от 5 до 10 метров. Саркофаг своего рода, слово нам, к сожалению, хорошо известное по чернобыльской АЭС. Рядом с полигоном будет установлен мини-завод с установкой обезвреживания мощностью в 60 куб. м/час (50 - жидкие отходы, 10 - дренажные воды). Всего установке предстоит «пережевать» 334 тысячи куб.м., на это отпущен год. Вторая часть - установка литификации: это процесс переработки отходов с прессованием для перевода их в твердое состояние. В случае с «Красным Бором» сюда направят солевой концентрат и нефтесодержащий слой. Системы обещают полностью автоматизировать, чтобы не заражались люди.
И, наконец, заключительная часть всех работ - непосредственно рекультивация земель. На технологическом этапе полигон отсыпят покрытием из естественных и искусственных слоев – это бетонитовые и геокомпозитные маты, песок, геополотно, георешетка, почвенно-растительный грунт. Они должны спрессоваться, стать почти естественным зеленым холмом.