Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)», внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона – внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
Специально для портала Atomic-Energy.ru дал комментарии исполнительный директор компании DBE Technology GmbH Юрген Кроне:
Принятие федерального закона об обращении с РАО является долгожданным и важным шагом при создании целостной системы обращения с РАО в РФ, в том числе и для преодоления накопленных «исторических» проблем, и для безопасного развития ядерной энергетики в соответствии с принятыми международными обязательствами.
В рамках проекта TACIS, финансируемого Еврокомиссией, у меня была возможность руководить консорциумом западноевропейских экспертов, который совместно с экспертами Росатома разрабатывал проект стратегии обращения с РАО в РФ, отражающей технические, организационные, правовые и финансовые вопросы. В связи с этим мне очень приятно отметить, что большинство положений закона очень сходны с нашими предложениями и совпадают с международным опытом. Наряду с ними есть и положения, которые, видимо, являются результатом чисто российского законотворчества и которые предстоит оправдать в уникальной практике страны.
Однако принятие закона является лишь необходимым и далеко не достаточным шагом для решения проблем, накопленных при обращении с РАО и РФ. Также приятно отметить, что Росатом, не ожидая принятия закона, предпринял первые шаги для его внедрения. Следует решительно пойти по этому пути и окончательно отказаться от «остаточного принципа», господствовавшего раньше и позволявшего решить лишь самые острые проблемы. Правильно собрать заметные, но частично разброшенные научно-технические и людские ресурсы в рамках одной стратегии и создавать устойчивую самоподдерживающуюся систему финансирования.
С технической точки зрения систему обращения с РАО следует «построить» с самого конца, т.е. c перспективы окончательной изоляции РАО, ведь лишь она обеспечивает окончательную безопасность и определяет критерии приемки, требования к кондиционированию отходов, их классификацию и характеристики. Чтобы увязать этот пока открытый «конец», разработка и принятие хорошо обоснованных технических решений для окончательной изоляции РАО является неотложной задачей.
Однако печально, что международное сотрудничество с Евросоюзом в этой области из-за нерешенных формальных вопросов был фактически остановлено. Имея в виду обоюдный интерес и продолжавшиеся переговоры на техническом уровне, хотелось бы верить, что ныне существующие формальные трудности удастся преодолеть.