Великобритания является активным участником программы «Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения». О работе в России рассказывает Питер Кэрролл, руководитель программы по физической защите британской Программы снижения глобальной угрозы.
– Каковы подходы Великобритании к обеспечению физической защиты в рамках Программы глобального партнерства? Какие средства вкладывает Ваша страна в работы по этому направлению?
– Нашей первоочередной задачей является помощь России и другим странам СНГ по обеспечению защиты ядерных и делящихся материалов первой категории – высокообогащенного урана, плутония и т.д. Кроме того, мы уделяем внимание защите других радиоактивных материалов, например, радиоизотопов, которые могут быть использованы террористами для изготовления «грязных» бомб.
Я вижу два главных аспекта обеспечения физзащиты таких материалов. Во-первых, необходимо обеспечить поддержку и долгосрочное развитие систем и элементов физической защиты, которые мы внедряем. Мы тесно сотрудничаем со странами-донорами и российскими властями, чтобы обеспечить действенность нашей работы на максимально долгое время, гарантировать надлежащее обслуживание установок, а также постоянно поддерживать контакты с местными специалистами, что дает «обратную связь» для оценки эффективности поставленного нами оборудования.
Второй важнейший вопрос – культура физической защиты. Независимо от того, сколько средств вложено в ограждения, системы наблюдения и датчики, физзащита не будет эффективной, если люди, ответственные за эксплуатацию оборудования, не обладают культурой безопасности. Для решения проблемы мы ежегодно проводим в Великобритании четыре-пять семинаров по этим вопросам (для специалистов из России и других стран СНГ – на русском языке). В рамках этих мероприятий мы знакомим слушателей с базовым подходом к борьбе с терроризмом, проводим практические занятия, в том числе на британских АЭС.
В обеспечение физической защиты и безопасности ядерных материалов в рамках Программы глобального партнерства Великобритания вкладывает около 7 млн фунтов стерлингов в год. Мы работаем не только в странах СНГ (в России, Таджикистане, Армении, Казахстане, Грузии и на Украине), но и в других государствах, таких как Непал, Шри-Ланка и Бангладеш. При этом основные средства направляются на реализацию российских проектов.
– Расскажите подробнее о российских проектах.
– Мы работаем в России уже около семи лет. Великобритания поддерживает проекты по совершенствованию физической защиты на семи российских объектах. Уже выполнены проекты на предприятии «Атомфлот» (Мурманская область) и в МИФИ, однако мы намерены продолжить работы на этих объектах совместно с американскими коллегами.
В настоящее время два крупных проекта ведутся в Обнинске. В Физико-энергетическом институте им. А.И. Лейпунского уже внедрена система контроля доступа на объект, в настоящее время ведутся работы по повышению общего уровня физической защиты. В Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова сооружается контрольно-пропускной пункт, устанавливаются защитные барьеры, оборудование обнаружения несанкционированного проникновения и радиоактивных материалов.
Кроме того, ведутся совместные российско-британские проекты по совершенствованию физзащиты на объекте Радиевого института им. В.Г. Хлопина в городе Гатчине Ленинградской области; в Курчатовском институте и НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля в Москве. Мы планируем завершить наши проекты в России к концу 2010 года.
Меры по обеспечению физической защиты российских объектов, которые мы предпринимаем, соответствуют рекомендациям МАГАТЭ по защите ядерных материалов.
С российской стороны проекты контролируют, главным образом, государственная корпорация «Росатом», а также Ростехнадзор и Роснаука. В качестве подрядчиков для выполнения работ мы всегда привлекаем российские организации, так как это обеспечивает долгосрочную эффективность проектов. Мы очень довольны качеством исполнения работ нашими российскими партнерами.
– Каковы перспективы международного сотрудничества в этом направлении?
– Программа глобального партнерства официально закончится в 2012 году. Однако, я думаю, наша работа сохранит актуальность, пока существует террористическая угроза.
Для победы над международным терроризмом необходимы совместные усилия международных партнеров, поэтому очень важно развивать дальнейшее партнерство, взаимопонимание и доверие. Я надеюсь, что за годы совместной работы многие страны пришли к полному осознанию обоюдной пользы, которую приносит сотрудничество по обеспечению физзащиты ядерных материалов.
Беседу вела Алена ЯКОВЛЕВА