Необходимость ежегодной индексации зарплат для россиян настолько очевидна, что имела все шансы стать частью обновленной Конституции. Однако не стала. Теперь речь идет о конкретизации этой гарантии в трудовом законодательстве. Впрочем, отдельным профсоюзам удается прописать вполне внятные показатели индексации непосредственно в отраслевом соглашении. О том, как это реализовано в атомной отрасли, “Солидарность” поговорила с Юрием Борисовым, заместителем председателя Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, заместителем координатора стороны профсоюза в отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
НЕ ТК ЕДИНЫМ…
Отсутствие конкретики в трудовом законодательстве относительно индексации заработной платы уже многие годы является причиной насыщенных баталий между профсоюзами и работодателями. Прописав в законе саму необходимость ежегодного увеличения заработка, указывать какую-либо конкретику правительство не стало, лишь наблюдая за тем, какие компромиссные решения изыщут соцпартнеры по вопросу компенсации роста потребительских цен. Там, где профсоюзных организаций нет, заработок зачастую не индексируется вовсе. Там, где профсоюзы работают эффективно, зарплата ежегодно индексируется на официальный уровень инфляции, зафиксированный Росстатом. А иногда - и чуть выше.
Проблема заключается в том, что договориться об общих подходах в отношении индексации хотя бы на уровне отрасли - довольно тяжело в силу разной экономической состоятельности отдельных предприятий и организаций. Но есть и приятные исключения из правил! Одно из них - атомная энергетика и промышленность, где профсоюзу и работодателю удалось установить общие принципы индексации, а не искать ситуативные выходы для каждого производства.
- После долгих переговоров, поисков, обсуждений мнений нам удалось разработать систему индексации зарплат, устраивающую и работников, и работодателя, - рассказывает зампредседателя Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП) Юрий Борисов. - Мы делаем ежегодную индексацию на прогнозный коэффициент, а затем корректируем исходя из получившихся по итогу цифр. Если, например, мы запланировали на 4% проиндексировать, а по итогам года инфляция составила 3%, то получается 1% перебора. Тогда все остается как есть, никто, конечно, этот 1% у людей не вычитает. Если же наоборот - индексация была запланирована на 3%, а составила 5%, - недостающие 2% работники получают в индексацию следующего года. Об этом мы договорились с работодателем, зафиксировав соответствующие нормы в отраслевом соглашении и других нормативных актах.
Параллельно с проработкой вопроса индексации в отраслевом соглашении по атомной энергетике удалось внести и другую важную вещь - минимальные гарантии оплаты труда работников. В зависимости от сферы деятельности предприятий минимальная начисленная зарплата должна быть выше прожиточного минимума в конкретном регионе в 1,3 - 1,5 раза. Кроме того, в отраслевом соглашении прописано и вполне приличное соотношение окладной и премиальной частей: доля постоянной части заработка не может быть ниже 70%.
ОТ ДИВИЗИОНА К ДИВИЗИОНУ
Важный нюанс атомной отрасли - то, что она состоит из ряда дивизионов. Инжиниринговый, машиностроительный, ядерный оружейный комплекс, наука и инновации и другие - у каждого из дивизионов своя специфика, которую необходимо учитывать не только при расчете зарплат, но и при индексации. При подготовке предложений по увеличению зарплат профлидерам приходится продумывать все нюансы как на уровне профкомов, так и на уровне отраслевого профсоюза.
- Более того, каждый из дивизионов поделен на направления. В одном только топливном их наличествует три: изготовление центрифужного оборудования, изготовление топлива для атомных станций и разделительное производство. Все они различаются с точки зрения экономики, а значит, и с точки зрения начисления зарплат. Специфика закрытых городов, моменты, связанные с вредностью производства, охраной труда, отпусками, личной квалификацией, - все это необходимо учитывать. А ведь есть атомный ледокольный флот или добыча урана, где все совсем иначе. В общем, у нас не соскучишься, - смеется Борисов.
Учитывая эти нюансы, соцпартнеры решили продумать не один, а два варианта индексации: повышение должностных окладов либо установление ежемесячной индексирующей выплаты. Таким образом, договорившись об общих принципах, работодатель и РПРАЭП дали возможность каждому конкретному производству или организации самим определяться с наиболее удобным вариантом индексации.
Средняя зарплата сотрудников Росатома в 2020 году выросла на 6,7%, до 90 тысяч рублей.
- Если постоянно индексировать исключительно окладную часть, есть высокий риск, что матрица должностных окладов, которая существует на каждом предприятии индивидуально, начнет перекашиваться. Для решения этой проблемы и был придуман вариант индексирующей выплаты. Берется фонд заработной платы, умножается на коэффициент роста потребительских цен, получается некоторая сумма, которая распределяется исходя из заработков работника. Она должна примерно составлять его должностной оклад, умноженный на этот коэффициент. Получившаяся сумма выплачивается как дополнительная надбавка, из года в год она суммируется, то есть растет, - поясняет профлидер.
При этом конкретный порядок индексации ежемесячных индексирующих выплат предусматривается коллективным договором либо иным нормативным актом по согласованию или с учетом мнения профкома. Ежемесячная индексирующая выплата учитывается при расчете средней зарплаты.
- Проведенный анализ соглашений, действующих в различных отраслях экономики России, показывает, что наше отраслевое соглашение является чуть ли ни единственным, в котором предусмотрен конкретный механизм и сроки проведения ежегодной индексации заработной платы работников, - говорит Юрий Валентинович.
РАНЬШЕ ПУТИНА
В последние недели заработки всех бюджетников вообще и ученых в частности оказались в сфере внимания президента, правительства и СМИ. Недоработки по вопросу исполнения майских указов Владимира Путина в части роста зарплат вскрылись со всей очевидностью. Но в Профатоме повышением заработков ученых озаботились даже раньше, чем в Кабмине. Не дожидаясь серьезной проверки соответствия зарплат, организованной по просьбе Путина.
- Можно привести много примеров, когда профсоюз аргументированно настаивал на том, что необходимо поднять зарплату выше уровня инфляции. Это бесконечный процесс: всегда найдутся те, у кого зарплата меньше, чем следовало бы. За последние годы нам, например, удалось сильно продвинуться в плане повышения зарплат сотрудников нашего научного дивизиона - блока управления инновациями. Вопрос о том, что надо поднимать зарплату, у науки стоял всегда. Это один из дивизионов, где у нас, к сожалению, зарплата была маленькая. За мысль не всегда платили достойные деньги, - описывает ситуацию Борисов.
По словам зампредседателя РПРАЭП, несколько лет назад заработок специалистов научного дивизиона чаще всего не превышал средний по региону. Но после вмешательства профсоюза их зарплаты увеличились в 1,5 - 2 раза. Найти достойную аргументацию для такого “зарплатного рывка” было непросто. Убедить представителей работодателя удалось в том числе благодаря тому, что профсоюз смог с цифрами показать: низкие доходы усиливают отток ценных кадров.
- Было много примеров, когда толковые ребята уходили в другие отрасли, а то и вовсе уезжали из страны. После того как руководство дивизиона иначе взглянуло на масштаб проблемы, а также благодаря принципиальной позиции нового руководителя дивизиона ситуация изменилась, и был обеспечен нормальный рост зарплаты. Зарплату ученых серьезно повысили. Правда, при этом увеличилась интенсивность труда и возросли требования к специалистам.
Другой пример качественной работы профсоюза по вопросу зарплат - это сотрудничество с руководством атомных станций. Достичь хороших результатов в этом направлении удается благодаря работе сформированной Ассоциации председателей профорганизаций концерна “Росэнергоатом”. Как раз через эффективные и насыщенные переговоры представителей Ассоциации с работодателем в этом дивизионе ежегодно принимаются решения об индексации именно должностных окладов. Такой вариант представители работников сочли наиболее удобным и понятным для специалистов.
Как рассказал Юрий Валентинович, встречаются и варианты комплексного подхода к вопросу индексации. Например, к такому варианту в свое время пришли во ВНИИ материаловедения им. академика Бочвара. После длительных переговоров между профкомом и руководством сотрудникам научной сферы была установлена индексирующая выплата, а работникам производственных подразделений, реализующих идеи ученых, проиндексированы должностные оклады, тарифы.
- Как показала практика, загонять всех в единые рамки - не лучший вариант. Мы решили, что при единых подходах, прописанных в отраслевом соглашении, нужно исходить из ситуации, которая складывается в данный момент на конкретном предприятии. И здесь роль профсоюза возрастает в разы. Ведь именно профлидеры на местах отслеживают ситуацию и видят, что удобнее и практичнее для людей. Вот почему мы настаиваем, чтобы руководители приглашали профлидеров на все совещания, где обсуждаются и принимаются стратегии развития предприятий и организаций. Сейчас в большинстве случаев на всех важных совещаниях по вопросам заработной платы и социальной политики присутствуют представители профкомов. Если представитель коллектива изначально, что называется “на берегу”, имеет возможность донести до руководства, на какой вариант индексации рассчитывают в коллективе, то можно быть уверенными, что этот вариант будет принят и понятен работникам, - заверяет Юрий Борисов.
ПОДТЯНУТЬ ОТСТАЮЩИХ
Среди организаций, где присутствуют члены РПРАЭП, есть и такие, в которых ситуация с зарплатами находится на не должном уровне. Пожалуй, наиболее яркий пример в этом отношении - Федеральное медико-биологическое агентство. В этой сфере вопрос с нормализацией заработка остается пока нерешенным. В профсоюзе это воспринимают как вызов, с которым готовы последовательно работать.
- К сожалению, с ФМБА процесс нормализации зарплат идет действительно сложно. Даже такой вопрос, как уровень постоянной доли в зарплате, вызывает удивление у работодателя: мол, какая постоянная?! Сколько заработаем - столько и будет! Это тяжелый момент. Потому что зарплата в медицине - это до сих пор нерешенная проблема. Зарплату надо поднимать, но не за счет работы на 1,5 - 2 ставки! А за счет адекватной оценки труда специалистов ФМБА. Пандемия показала, насколько это способные, мобильные и самоотверженные люди! Таких людей необходимо ценить! И ценить достойно.
По словам Борисова, среди вопросов, которые необходимо решить с ФМБА, не только рост зарплат, но и установка нормальной пропорции между заработками руководителей отдельных учреждений Агентства и простых работников, а также выбор нормальных механизмов индексации. Решение этих проблем в Профатоме видят в подготовке и заключении нового отраслевого соглашения:
“Соответствующие предложения будут направлены в адрес обновленной команды управленцев ФМБА от всех наших отраслевых профсоюзов, участвующих в коллективных переговорах с ФМБА. Мы рассчитываем, что там должны с пониманием отнестись к необходимости повышения зарплат, особенно с оглядкой на последние президентские инициативы”.
Еще одно перспективное направление для работы профсоюза - “Атомэнергомаш”. Это машиностроительный дивизион Росатома; его главная задача - изготовление оборудования, связанного со строительством атомных станций. В силу особенности отрасли, конъюнктуры рынка и конкуренции зарплаты работников на ряде производств дивизиона остаются на не самом высоком уровне. Впрочем, здесь уже удалось достигнуть определенных подвижек.
- В этом дивизионе есть разные предприятия, с разной зарплатой, - рассказывает Борисов. - Экономическая ситуация на ряде из них не позволяет одновременно и сразу у всех провести индексацию зарплат. Поэтому проанализировали экономику, нашли компромиссный вариант, и там, где сочли возможным, согласились на индексацию должностных окладов. Часть предприятий провели индексации по-прежнему - посредством индексирующей выплаты, но она довольно сильно возросла. Теперь мы опять ведем переговоры, в том числе о том, как в дивизионе будет проходить индексация в 2021 году.
В Профатоме уверены: дальнейшее повышение зарплат в “Атомэнергомаше” - на сегодня одна из основных задач. Этот дивизион - один из основных в отрасли, да к тому же имеет прекрасные перспективы развития. Но для этого необходимо привлечение квалифицированных кадров, которым нужно обеспечить достойную зарплату и соцпакет.
- Наблюдается серьезный дефицит опытных станочников, инженеров-технологов, конструкторов. А для того, чтобы эти люди шли на наши предприятия, надо, конечно, обеспечить конкурентную зарплату и хороший социальный пакет. Это позволит их нормально мотивировать. Речь о том, чтобы люди инженерных должностей и рабочих специальностей чувствовали себя востребованными и уважаемыми. Хочешь иметь продукцию высокого качества - нужно иметь хороших специалистов, которым нужно хорошо платить и ценить их, - считает Юрий Борисов.