Ректор Технической академии Росатома Юрий Селезнёв – ровесник первой в мире АЭС. Родился в Сибири в один год с атомной станцией, а через 50 лет приехал жить и работать в Обнинск. Сегодня Юрий Николаевич убежден, что это не простое стечение обстоятельств. О возрождении дополнительного ядерного образования в России, просветительской деятельности и важности стратегического партнерства он рассказал журналу "Энергичные люди".
Захотелось перемен
– В 2004 году, после 20 лет работы в Смоленском учебно-тренировочном центре, вы перешли в Центральный институт повышения квалификации. С чем связано ваше решение?
– С необходимостью перемен. С 2001 по 2004 годы реализовывал Федеральный проект по анализу системы подготовки персонала ядерно и радиационно опасных объектов. На его основе защитил кандидатскую диссертацию. Аналитическая работа, общение с учеными сформировали иной взгляд на жизнь. В моей деятельности и раньше было место творчеству – когда руководил разработкой полномасштабных тренажеров. А потом ушел в эксплуатацию и стало скучно. В 50 лет понял, что надо что-то менять. В 2004 году отрасль переживала не лучшие времена, мощной структурой подготовки персонала являлся Концерн «Росэнергоатом». Основываясь на его опыте, мы восстановили сообщество начальников учебных подразделений предприятий отрасли, провели несколько стратегических сессий на головных предприятиях в Железногорске, Северске, Новосибирске, Димитровграде, Электростали, Глазове и на родной Смоленской АЭС где команда инструкторов АЭС представила технологию реализации отраслевой системы подготовки кадров, основанной на системном подходе к обучению, рекомендованном МАГАТЭ. После этого от коллег, а также от кадрового руководства отрасли поступило предложение перейти в ЦИПК возрождать систему профобучения.
На первом этапе мы с Леонидом Петровичем Кумковым и Мариной Николаевной Кандаловой создали научно-методический центр «Управление человеческими ресурсами». Работы было много: разрабатывали отраслевые стандарты (ОСТ-95) и методические рекомендации в области управления персоналом, активно ездили по предприятиям, проводили занятия, транслировали принципы культуры безопасности. Очень помогали бывшие коллеги из учебных центров атомных станций. Пожалуй, самым знаменательным событием того периода стало участие в команде по реструктуризации атомной отрасли. Я был назначен руководителем функциональной рабочей группы «Кадры и образование». Перед нами было поставлено две задачи. Первая – сохранить отраслевые институты повышения квалификации и предложить концепцию развития отраслевой системы дополнительного профессионального образования. Вторая – обеспечить бесконфликтный переход в течение одной ночи порядка 200 тысяч работников из ФГУП в акционерные общества в рамках реализации знаменитого «туннельного закона» о создании атомного энергопромышленного комплекса. Совместно с руководителями кадров крупных предприятий была проделана огромная работа по анализу состояния кадрового состава отрасли. Результатом явилась профессиограмма кадрового потенциала атомного энергопромышленного комплекса, которая показала, что по своему кадровому составу (возрастному, образовательному, квалификационному и так далее) отрасль готова к преобразованиям.
– Сегодня с выходом Росатома на новые международные рынки мы вновь говорим об «атомной весне». Чем новый виток развития отличается от предыдущего?
– В 2007 году заговорили о «втором атомном проекте». В то время нами была разработана концепция Корпоративного университета Росатома, который объединил бы все учебные центры. Но тогда мы только собирали отрасль – более 10 лет ушло на это. Персонал ЦИПК был переведен из государственной формы управления в ведение ОАО «Атомэнергопром» для кадрового обеспечения предстоящих масштабных проектов Росатома. Нужно было восстанавливать ту некогда мощнейшую систему дополнительного профессионального образования, которой славился Минсредмаш. Ядром этой системы стал ЦИПК, в 2010 году присоединивший МИПК и АТОМПРОФ (бывший Московский и Санкт-Петербургский филиалы).
В 2012 году мы сделали новую отраслевую концепцию по созданию системы подготовки персонала с участием Концерна «Росэнергоатом». До ее внедрения прошло еще 5 лет, и в августе 2017 года по решению Госкорпорации «Росатом» путем слияния Центрального института повышения квалификации и Института глобальной ядерной безопасности был создан единый образовательный центр Техническая академия Росатома в структуре дивизиона «Электроэнергетический». В 2018 году к Академии присоединен Нововоронежский учебно-тренировочный центр Атомтехэнерго, имеющий 45-летний опыт подготовки персонала зарубежных АЭС. Наступил рассвет отрасли, первым этапом которого стала реализация портфеля зарубежных заказов Росатома по строительству атомных станций.
Опережающая подготовка
– В октябре на Валдайском форуме президент Владимир Путин отметил, что Россия не просто строит атомные станции за рубежом, она готовит персонал, создает центры компетенций – строит отрасль в странах-партнерах. Какова роль в этом Технической академии Росатома?
– Техническая академия – единый центр подготовки персонала атомной отрасли для обеспечения ее безопасного, устойчивого развития. Выстраивая свою траекторию развития в соответствии с задачами Росатома, Техническая академия связывает ее с целями Электроэнергетического дивизиона, в состав которого входит. На дивизион возложена полная ответственность за сервис атомных станций в нашей стране и за рубежом.
Сегодня наряду с традиционным отраслевым обучением Технической академией реализуются контракты на подготовку эксплуатационного персонала АЭС «Руппур» в Бангладеш, АЭС «Аккую» в Турции, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, АЭС «Пакш-2» в Венгрии и ремонтного персонала АЭС «Бушер» в Иране. Завершена подготовка персонала Белорусской АЭС. Общая сумма контрактов составляет 12,9 миллиардов рублей, а количество персонала, который должен быть обучен, – 5118 человек.
Кроме этого, Техническая академия совместно с МАГАТЭ проводит просветительскую деятельность для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. С 2010 года свыше 4000 руководителей и специалистов из 64 новых стран прошли обучение на совместных курсах по различным направлениям использования атомной энергии. Сегодня Академия единственный в мире центр ядерных знаний, имеющий соглашения о сотрудничестве с четырьмя Департаментами МАГАТЭ в области атомной энергетики, ядерных наук и применений, физической ядерной безопасности и гарантий.
– Сегодня мы часто слышим о необходимости опережающей подготовки кадров в атомной отрасли. Что включает это понятие?
– К пуску атомной станции персонал должен быть подготовлен, аттестован и «стоять у руля». Поэтому начинать подготовку персонала нужно с заливкой первого бетона в фундамент будущей станции.
Можно рассматривать это понятие еще шире: если страна принимает решение создавать систему национальной атомной энергетики, она должна выстраивать университетское образование и за 10–15 лет до начала реализации энергетической программы посылать своих молодых специалистов на обучение в университеты мира, в том числе и России. Росатом оказывает содействие странам-партнерам в создании образовательной системы: от школьной скамьи до подготовки на должность и поддержания квалификации. Важную роль в этом процессе играет обучение преподавателей национальных образовательных учреждений в формате «Train-The-Trainers», которое Техническая академия организует совестно с опорными вузами Росатома в рамках программы «Международное сотрудничество в ядерном образовании».
Пора учить русский
– Сегодня 168 англоязычных инструкторов нового поколения, подготовленных Технической академией, успешно ведут преподавательскую деятельность. На старте проекта в 2018 году возможность его реализации для многих казалась фантастичной. Что придавало уверенности, что получится?
– Не было иного выхода. В зарубежных контрактах написано, что подготовкой персонала должны заниматься опытные инструкторы, говорящие на английском, – мы нашли двух таких операторов в стране. А это значит, что контракты невыполнимы. В исключительных случаях допускалось обучение с переводом. Самые высокие требования предъявлял финский контракт: 5 лет стажа на обучаемую должность и свободный английский. При подготовке наших инструкторов использовался опыт испанской компании Tecnatom и французской EDF. Являясь членом ENEN, Техническая академия провела два европейских семинара по обмену опытом молодых специалистов, чтобы финские представители увидели, что инструкторы способны обучать. На 90 процентов финнов мы убедили.
Плюсом также стал одинаковый возраст инструкторов и обучаемых. У них появился межкультурный контакт: они свободно общались, ощущали друг друга партнерами. Мы наладили для них общий досуг, предоставили возможность вместе заниматься спортом: зимой научили бенгальцев кататься на лыжах, летом они играют в футбол и баскетбол.
С другой стороны, к нам приезжают и опытные 40-летние слушатели для подготовки на должности руководителей. Они получили второе техническое образование в Оксфорде, в совершенстве владеют английским. Для них у нас есть суперопытные преподаватели, но они по-английски не говорят, работают с переводчиками. Мы говорим: хотите суперопытных – учите русский.
Египетские атомщики так и сделали – перед техническим обучением в течение полугода изучали русский язык. Поначалу было непонятно: в метро они говорить могут, а смогут ли учиться? Но, когда начали осваивать технологию, выяснилось, что будущие специалисты АЭС «Эль-Дабаа» прекрасно понимают и говорят по-русски. Это удвоение времени и трудозатрат, но мы готовы к этому.
40 тысяч специалистов для АЭС
– По словам главы Росатома Алексея Лихачёва, до 2035 года Госкорпорации нужно подготовить порядка 40 тысяч специалистов для российских и зарубежных атомных станций. Еще 100 тысяч сотрудников потребуется для развития новых бизнесов. Готова ли Техническая академия ответить на этот запрос?
– Техническая академия уже приступила к разработке образовательных проектов по новым продуктам и направлениям бизнеса Росатома, опираясь на опыт, накопленный в области обучения по вопросам безопасности (начиная от охраны труда и заканчивая кибербезопасностью), подготовки персонала зарубежных АЭС, международного сотрудничества.
Мы определили 12 направлений, где можем помогать нашим компаниям в подготовке персонала. Вместе с АО «Русатом Оверсиз» готовим проект по наземным атомным станциям малой мощности на базе реактора РИТМ–200. В предпроектной стадии – сотрудничество с ФГУП «Атомфлот» по плавучим АСММ. Совместно с руководством проекта «Прорыв» создается центр компетенций в области двухкомпонентной ядерной энергетики. Недавно подписали меморандум с АО «НоваВинд». В соответствии с документом возможно обучение специалистов по тридцати направлениям: от использования спасательного оборудования до обслуживания лопастей ветрогенераторов. В конце января следующего года планируется заливка бетона под строительство завода по производству радиофармпрепаратов на площадке НИФХИ им. Л. Я. Карпова в Обнинске. С 2024 года Техническая академия начнет подготовку персонала для этого производства.
Еще один перспективный проект – улучшение системы подготовки кадров в области теплоэнергетики. Приобретение АО «Русатом инфраструктурные решения» энергетической компании «Квадра» – первый опыт Росатома покупки крупной организации, владеющей 20 тепловыми электростанциями и 300 котельными. Персонал Квадры – свыше 20 тысяч человек – люди совершенно иной культуры. Когда восстанавливали отрасль, тоже были разные культуры: Концерн вырос в Минэнерго, а ТВЭЛ – в Средмаше. Их надо было объединять, и на это ушло 15 лет.
– Какие ресурсы необходимы для реализации этих проектов?
– Посчитать, сколько нам надо ресурсов – задача программы развития Технической академии до 2026 года, которую мы сейчас разрабатываем. То, что мы имеем сегодня: современную учебно-материальную базу, оборудованные аудитории, тренажерный комплекс – это итоги завершенного инвестиционного проекта, направленного на превращение Технической академии в крупнейший в мире центр подготовки персонала АЭС.
Новым инвестиционным проектом будет предусмотрено строительство необходимых полигонов, разработка программ и учебных материалов в соответствии с задачами Росатома по освоению новых рынков. Будет расширяться тренажерный парк – для малых станций: наземных и плавучих. Понадобятся эксперты и инструкторы с новыми компетенциями. Мы можем накапливать экспертизу внутри или искать специалистов по миру и готовить их как преподавателей. Практика эффективной и качественной организации учебного процесса у нас есть. Функция интегратора тоже очень благородная.
– В этом году Техническая академия Росатома подводит итоги 55-летнего развития отечественного ядерного образования. Что, на ваш взгляд, является главной движущей силой этого исторического процесса?
– Основной вопрос, который рано или поздно человек задает сам себе, – для чего он вообще существует, какова цель его жизни? Отвечая на него, понял, что задача человека внести свою лепту в прогресс человечества. И пока ты вносишь ее, будешь жить. Надо 100 лет, значит, тебя будут столько держать на этой земле. Если ты в 30 лет ничего не несешь – ты ненужный элемент. Алексей Евгеньевич Лихачев на Дне директора сказал, что Росатом – это спецназ России, я всегда считал, что ЦИПК – это спецназ Росатома, тогда Средмаша. Вообще все, что делает Росатом – это прогресс. Очень сильная отрасль, другой такой у нас пока нет.