С мая по сентябрь в сообщество WiN Russia был запущен авторский курс «Использование кейс-технологий в проектах любой сложности», Ирины Куприяновой, руководителя направления «Профессиональное развитие» WIN Russia. Немного подробнее о курсе рассказала сама Ирина Александровна:
- Ирина Александровна, недавно закончился ваш онлайн курс, состоящий из пяти занятий, включающий 5 отдельных модулей, объединённых одной темой, которая определена названием курса «Использование кейс-технологий в современных проектах любой сложности». Почему вы выбрали для курса такое название?
- Дело в том, что моя многолетняя работа в разных предметных областях одной и той же отрасли (атомной) подсказала, что неудачи проектных решений сопряжены нередко с тем, что специалисты рассматривают свою область слишком узко, не связывая её с другими - смежными. Между тем, практика исследования разных способов решения задач говорит о том, что в мире «изобретено» немало разных подходов и решений, которые можно (и нужно) использовать. Так повелось, что их называют кейсами. Думаю, что актуальны все темы модулей курса, которые заключают в себе разные стороны работ, связанных с повышением качества разработки современных проектов. Однако, подчеркну, что, прежде всего, стоит поговорить про передачу опыта в этой связи. Суждения модулей этого курса как раз основаны на моём многолетнем опыте работы в атомной сфере и преподавательском опыте (преподавателю задают вопросы). Сейчас эта тема стала едва ли не спекулятивной, потому что быстро меняются технологии, используемые в разных областях деятельности, а тенденция рассказывать о прошлом опыте молодому поколению с точки зрения «как у нас было раньше» часто наблюдается. Я склонна считать, что не всякий опыт стоит повторять в той же мере, в какой он был востребован 10 -20 лет назад, например. Опыт – это своего рода выводы из успешных усилий и уроки, извлечённые из неуспешных шагов. Это предложения новых подходов на основе уроков прошлого.
- Как вы определяете – что такое опыт?
- Попытаюсь ответить на этот вопрос. Во-первых прежде, чем рассуждать о том, что такое опыт, полезно осознать - с какой точки зрения смотреть на понятие – опыт?
Можно – с точки зрения удач, можно с точки зрения ошибочных решений, неудачных проектов. Надо выбрать. Тогда разговор об опыте пойдёт в ином русле. Придётся определить, что такое удачный проект и что такое ошибочные решения. Придётся вспомнить и о последствиях решений. Поэтому прежде всего – стоит договориться о том, какой опыт передавать, какие знания считать важными и актуальными (актуальными значит своевременными, применимыми сейчас), а какие знания переводить в разряд «исторических» и говорить о них только с точки зрения – послушайте, как «это было в наше время». Особенно это касается технологий, которые сейчас быстро развиваются. Именно по этой причине придётся некоторые знания, которые во времена начала создания атомной энергетики были актуальными, а теперь они – «архивные», перевести в разряд «исторических». Так что интересная задача перед опытными ветеранами стоит – произвести серьёзный анализ знаний в нашей предметной области и разработать собственный взгляд на то, какими знаниями стоит делиться, именно с точки зрения опыта, потому что фактологические знания – можно найти в энциклопедиях, справочниках и базах данных, в Гугле, наконец. А вот с настоящим анализом сделанного пока не очень получается.
- Вы говорите, что технологии быстро меняются, а зачем передавать опыт молодому поколению?
- Передавать, уверена, нужно не то, «как» и «что» мы делали в предметной области раньше, а именно передавать выводы, то, что дало положительный результат и поможет его развить, а что было ошибочно и сейчас не стоит на это тратить время. Старые подходы к решению профессиональных задач нередко не срабатывают. Опыт даёт возможность предложить новые подходы к решению задач и не «изобретать колесо заново». Надо договориться о терминах, о понятиях, об определениях. Почему не надо «изобретать велосипед» и что тогда надо? Как получить тот результат, который нужен? И как избегать результата – «получилось, что получилось»? Вот для этого и нужен опыт. Не только учебники, не инструкции, а накопленный учёными и исследователями опыт. В своем авторском курсе в предварительной анкете я спросила записавшихся участников о трудностях, которые они испытывают в своей работе. Они ответили, перечислив свои личные трудности с точки зрения определения роли в команде проекта или личной работе. Эти ответы дали мне возможность приводить примеры и строить лекции модулей, предлагая кейсы для преодоления трудностей, насколько это было возможно, потому что все участники работают в разных предметных областях и даже в разных отраслях.
- Интересно, а как они собираются использовать услышанное на лекциях, и как можно передавать опыт?
- Мировая практика во многом уже выбрала подходящие кейсы, средства, методики и техники. Если правильно сформулировать цель своего проекта, задачи, то выбрать кейс будет не так уж сложно. Многое, конечно, еще не написано и не сказано, во всяком случае есть, где могут поработать специалисты-ветераны. Однако, это (рассказывать о своем опыте и использовать услышанное) - задача для двух сторон – молодых надо заинтересовать, а ветеранам надо не рассказывать «делай, как я», а искать способы общения, понимания и создания мотивации решать проблему. Я выбрала такой способ – рассказывать о кейсах, используемых в мировой практике, при этом приводя примеры из той области, которую назвали слушатели в своих анкетах. По большому счёту – надо не рецепты давать, а точку зрения на аспекты атомной энергетики или других смежных предметных областей, не забывая при этом, что каждый из нас – имеет свой опыт в своей предметной области. И делиться знаниями, на мой взгляд, стоит не только удачами, но и ошибками. Потому что это пища для анализа и размышлений.
Я много лет читала лекции в Центральном институте повышения квалификации (ныне ТАР – техническая академия Росатома), и уверяю вас, что молодёжь прекрасно умеет слушать, если интересно. Надо думать, как интересно общаться, как интересно провоцировать на дискуссию. Тут задействуется и психологический аспект, и богатый профессиональный опыт и, конечно, внутренняя убеждённость в том, что это необходимо. Знание принципов социологии тоже полезно.
- А что, по-вашему, главное в передаче опыта?
- Думаю, что несколько аспектов можно назвать главными, попробую их сформулировать глаголами:
- Суметь заинтересовать, используя при этом не точку зрения «какой я молодец», а точку зрения «это удивительно интересно и так расширяет горизонт, и ты видишь то, что раньше не видел».
- Отвечать на вопросы честно, показывать свою эрудицию, не стесняясь и не считая, что только ваша точка зрения правильная. А если вопросов нет, значит, не смогли заинтересовать.
- Приводить конкретные примеры и удач, и неудач из своего личного опыта. И, пожалуй, показать свой собственный энтузиазм, молодёжь это отлично чувствует.
- У передающих опыт должен быть хороший богатый русский язык. Кстати, я согласна с известным учёным-лингвистом Ноамом Хомским, который говорит, что язык – это средство мышления, а не средство коммуникации. Коммуникация, часто в лекциях говорю, может использовать другие средства – азбуку Морзе или мессенджеры, например.
- Как прошел курс по вашему мнению?
- Пока, учитывая нынешние трудности реальных обстоятельств, мы должны делать то, что должны и умеем делать хорошо. О передаче опыта говорю на разных площадках и в разных форматах (лекции, семинары, конференции, дискуссии в профессиональных сообществах) уже более 15 лет. Курс проходил в формате онлайн, который, как известно имеет и положительную сторону, и отрицательную. Исходя из вышесказанной точки зрения, я считаю, что из десяти записавшихся участников, прослушавших лекции в формате онлайн, выполнение домашних заданий тремя участницами – это хороший результат. Хороший, потому что даже те, кто не выполнил задания, наверняка задумаются, а позднее, поймут для себя какие-то новые решения и способы, подходы, захотят попробовать. Верю в это! Далеко не все люди сразу бросаются пробовать новое. Всегда трудно менять привычное на новое. Приведу пример - недавно (этой весной) проходил семинар - встреча молодых специалистов с ветеранами атомной отрасли. Он проходит на той площадке, о которой говорю, каждый год. В прошлом году было полноценное многолюдное обсуждение проблем после семинара. В этом году также после докладов были организованы обсуждения за кофе-чаем. Из примерно 20 специалистов-участников семинара пришли продолжить разговор всего четверо. Но зато какое продуктивное обсуждение состоялось!
Так что дорогу осиливает только идущий по ней. Вот несколько мнений участников нашего курса:
«У Вас все лекции просто супер! Спасибо. Очень многому мы у Вас научились»,
«Безусловно стоит продолжать».
Дверь не закрыта, общение продолжается!