В первый день конференции «Атомэко-2012» 16 октября 2012 года состоялось секционное заседание, посвященное вопросам обращения с ОЯТ. Эта тема всегда является одной из основных в ходе ежегодных конференций «Атомэко», и на этот раз выступавшие представители предприятий Росатома отметили, что за год, прошедший со времен прошлой конференции, удалось значительно продвинуться вперед.
Со вступительным докладом на тему «Основные принципы обращения с ОЯТ в Российской Федерации» выступил руководитель проектного офиса Госкорпорации «Росатом» «Создание системы обращения с ОЯТ» Михаил Барышников. Отметив, что среди специалистов до сих пор продолжаются споры относительно стратегии обращения с ОЯТ, Барышников отметил, что принципиальная позиция Росатома в этом вопросе, изложенная в проекте отраслевой стратегии – стремление к переработке ОЯТ с целью замыкания топливного цикла. Он подчеркнул, что ОЯТ – это, во-первых, неизбежный продукт ядерной энергетики, во-вторых, продукт очень дорогой (помимо урана и плутония, которые можно заново вовлекать в топливный цикл, в нем содержатся РЗМ и другие необходимые промышленности элементы), и, в-третьих, продукт опасный. Поэтому основные принципы в обращении с ОЯТ состоят в абсолютном приоритете безопасности (ядерной, радиационной, экологической, физической, производственной), полной ясности технологических, правовых и финансовых процессов для всех участников и обязательном, непрерывном развитии (рост эффективности, освоение новых подходов, технологий и т.п.).
Переходя к конкретике, Барышников отметил, что одной из актуальных задач является разработка и внедрение современной нормативно-правовой базы. В настоящее время в РФ действует 6 законов, каждый из которых так или иначе затрагивает обращение с ОЯТ. Поэтому необходимо, по аналогии с принятым в прошлом году законом об обращении с РАО, принять закон об обращении с ОЯТ. В данный момент Госкорпорация «Росатом» завершает окончательную подготовку текста этого законопроекта и в течение месяца он должен будет поступить в правительство (которое должно будет внести его в Госдуму). Докладчик отметил основные принципы, положенные в основу законопроекта:
- принцип «хочу всё знать» (еще до того, как свежее ядерное топливо, будет загружено в реактор, необходимо знать что с ним будет после того, как оно из реактора будет выгружено);
- принцип «загрязнитель платит» (стоимость технологической схемы обращения с ОЯТ должен полностью покрывать наработчик ОЯТ);
- принцип «заплатил и забыл» (после оплаты услуг по обращению с ОЯТ, ответственность с наработчика ОЯТ снимается и переходит к организации, уполномоченной на дальнейшее обращение с ОЯТ).
Что же касается практической реализации «Программы создания инфраструктуры и обращения с ОЯТ на 2011-2020 годы и на период до 2030 года», Михаил Барышников сообщил о тех элементах этой инфраструктуры, которые уже имеются и на тех. Которые предстоит создать
Уже имеются:
- завод РТ-1 на ФГУП ПО «Маяк»
- два объекта на ГХК – хранилище ОЯТ ВВЭР и сухое хранилище ОЯТ РБМК
- комплекс разделки ОЯТ РБМК на Ленинградской АЭС
Предстоит сделать:
- реконструкция производства по переработке ОЯТ на «Маяке»
- строительство завода РТ-2025 на ГХК
- создание на ГХК производства МОКС-топлива для реакторов БН
- в дальней перспективе – создание пристанционных объектов для замкнутого ЯТЦ.
То есть ныне существующая инфраструктура обращения с ОЯТ пока еще находится только в начале своего создания. Но, что принципиально важно – два из четырех уже существующих объектов были введены в действие именно за последний год. То есть имеющиеся программы реально претворяются в жизнь.
Тему законодательства об обращении с ОЯТ продолжила начальник Отдела радиоэкологии и контроля радиационной обстановки Минприроды России Лидия Курындина, которая изложила имеющиеся требования к разрабатываемому законодательству об ОЯТ с точки зрения охраны окружающей среды. Отметив парадоксальную ситуацию, когда в ныне действующем законодательстве вообще отсутствует понятие ОЯТ (есть только понятие отработавших тепловыделяющих сборок), Курындина предложила особенно обратить внимание на международный аспект стратегии обращения с ОЯТ, а именно – отрегулировать вопрос об ответственности за ОЯТ реакторов тех АЭС, которые строятся или будут строиться в целом ряде стран мира по российским проектам.
Об обращении с ОЯТ различных типов АЭС в России напомнила в своем выступлении ведущий инженер ОАО «ВНИИАЭС» Юлия Филиппова (ОЯТ реакторов ВВЭР-440 и БН перерабатывается на ПО «Маяк», ОЯТ ВВЭР-1000 направляется на хранилище на ГХК, ОЯТ РБМК до последнего времени складировалось на площадках станций, в перспективе – на новое хранилище на ГХК). Она также обратила особое внимание на то, что действующий ОСТ-95745-2005 не позволят в настоящее время отправлять с АЭС на длительное хранение ОЯТ повышенного выгорания.
Выступившие далее представители предприятий Росатома («Маяк», ГХК, Ленинградская АЭС, НПФ «Сосны») рассказали подробности о ходе реализации стратегии обращения с ОЯТ.
Директор завода РТ-1 комбината «Маяк» Е.П.Макаров подробно рассказал о текущей работе и планах модернизации РТ-1, который, напомним, работает с 1977 года. Сейчас на нем перерабатываются ОЯТ Кольской, Нововоронежской и Белоярской АЭС, болгарской АЭС «Козлодуй», ОЯТ СевРАО и ДальРАО, ОЯТ исследовательских реакторов. Нынешняя мощность завода РТ-1 – 120-130 тонн в год. Сегодня РТ-1 – это единственное предприятие мира, где, кроме регенерата урана и плутония, из ОЯТ выделяется также нептуний, который используется для единственного в мире производства плутония-238, являющегося источником энергии для космических аппаратов. В дальнейших планах развития РТ-1 – увеличение объемов переработки ОЯТ до 200 тонн в год (за счет начала переработки ОЯТ реакторов АМБ, возможной переработки ОЯТ Венгрии, Чехии и Словакии, переработки дефектного ОЯТ РБМК, а также возможной переработки ОЯТ Билибинской АЭС, в случае, если все-таки будет принято решение о его переработке).
О реализации работ по созданию инфраструктуры по обращению с ОЯТ на Горно-химическом комбинате (мокрое хранилище ОЯТ ВВЭР-1000, построенное недавно сухое хранилище ОЯТ РБМК, а также планируемое создание ОДЦ по переработке ОЯТ и завода РТ-2025) рассказал заместитель начальника технического отдела ФГУП ГХК Д.В.Друзь. По его словам, после создания всех перечисленных объектов, к 2030 году суммарная мощность хранилищ ОЯТ на ГХК составит 40 тысяч тонн. При этом уже сейчас существующее хранилище ОЯТ РБМК является единственным в мире объектом такого рода (полная автоматизация всего процесса, 3D-анализ безопасности хранилища и т.п.).
О еще одном введенном в прошлом году объекте – комплексе разделки ОЯТ на Ленинградской АЭС (на котором извлеченные из бассейна ОТВС РБМК переводятся в состояние, позволяющее транспортировать пучки твэлов на хранение в ГХК) рассказал заместитель главного инженера Ленинградской АЭС И.Ложников. Как известно, на Ленинградской АЭС была критическая ситуация с переполнением пристанционного хранилища ОЯТ. Если бы никаких мер не предпринималось, в будущем году ЛАЭС остановилась бы, т.к. дальнейшего места для хранения ОЯТ не было бы. Создание комплекса по разделке ОЯТ и возможность отправки его на ГХК решило эту проблему. Максимальная проектная производительность комплекса – 3600 ОТВС в год, таким образом, к 2030 году всё ОЯТ РБМК с Ленинградской станции должно быть удалено. В настоящее время из всех АЭС с реакторами РБМК, кроме Ленинградской АЭС, подобный комплекс есть только на Игналинской (на Смоленской и Курской пока нет).
Технический директор ООО НПФ «Сосны» А.Н.Дорофеев выступил с интересным докладом на тему «Мультимодальные перевозки в программе репатриации ОТВС исследовательских реакторов российского производства в РФ». Как известно, в соответствии с международными договоренностями российская сторона несет ответственность за ОЯТ исследовательских реакторов российских проектов в разных странах мира, и НПФ «Сосны» как раз и отвечает за транспортировку этого ОЯТ. Всего, в рамках российско-американского соглашения, необходимо вывезти ОЯТ из 15 стран. Одной из первых задач стала разработка нового контейнера. Взамен ранее использовавшегося контейнера ТУК-19 (в который вмещалось только 4 сборки), при финансовой поддержке DoE на предприятиях Чехии были изготовлены контейнеры ТУК Skoda VPVRM, каждый из которых вмещал уже 36 сборок. Следующая проблема оказалась в том, что ранее использовавшийся традиционный путь для внутренних перевозок ядерных материалов – железнодорожный – очень часть не подходил для международных перевозок. В рамках решения этой проблемы специалисты НПФ «Сосны» провели целый ряд уникальных транспортных операций. Так, в 2006 году при возврате ОЯТ из Узбекистана был впервые на длинных дистанциях использован автомобильный транспорт. В 2008 году при возврате ОЯТ из Болгарии был впервые использован речной транспорт. При возврате ОЯТ из Венгрии и Сербии еще в 2000-2001 был использован морской транспорт (через Словению и Средиземное море до Мурманска). В 2009 году при возврате ОЯТ из Румынии и Ливии был впервые использован авиационный транспорт, в том же 2009 году была проведена крупнейшая транспортная операция по возврату ОЯТ морским маршрутом через Польшу, в 2013 году этот же польский маршрут планируется использовать при возврате ОЯТ из Чехии.
Со стороны НПФ «Сосны» выступил также научный руководитель этой организации В.П.Смирнов, рассказавший об опыте российских специалистов в ликвидации последствий аварийной ситуации на АЭС «Пакш» в Венгрии в 2002 году, когда в бассейне выдержки ОЯТ произошел разрыв 30 топливных кассет с выбросом радиоактивного вещества в бассейн, что по шкале МАГАТЭ расценивается как «серьезный инцидент». По словам докладчика, этот опыт может быть использован при ликвидации последствий аварии в Фукусиме. О возможности применения в Фукусиме российского опыта по обращению с дефектным ОЯТ заявил в своем выступлении также начальник отдела НИОКР компании Nukem Георг Брэйлер.