23 декабря 2012 г. успешно завершена воздушная перевозка третьей партии НОУ ОЯТ ИР из Румынии в Россию. ОТВС типа ЕК-10 российского происхождения были вывезены на переработку на ПО «Маяк» в контейнерах ТУК-19 с использованием технологии и оборудования, разработанных НПФ «Сосны» в рамках российско-американской Программы RRRFR.
Перевозка трех партий НОУ ОЯТ ИР из института IFIN-HH в 2012 году была оплачена румынской стороной в рамках выполнения обязательств российско-румынского межправсоглашения.
Загрузка НОУ ОЯТ в IFIN-HH
Это первый коммерческий ввоз ОЯТ ИР в Россию за последние годы. После распада Советского Союза ввоз ОЯТ ИР из-за рубежа практически прекратился в силу сложностей организации международных перевозок. Последние десять лет исследовательские реакторы имеют возможность отправить на переработку лишь ВОУ ОЯТ в рамках Программы RRRFR при поддержке американской стороны. При этом вывоз ОЯТ на переработку важен как для обеспечения безопасности эксплуатации исследовательских реакторов, так и для демонстрации ответственности российских предприятий за судьбу произведенных с их участием опасных материалов.
При организации вывоза ОЯТ ИР из Румынии был использован новый маршрут для перевозки опасных грузов класса 7 по Черному морю через порт Кавказ. Порожние контейнеры ТУК-19 доставлялись от ПО «Маяк» до порта Кавказ железнодорожным транспортом, затем паромом «Славянин», принадлежащим ООО «Аншип», по Черному морю до Варны, а затем автотранспортом – в IFIN-HH. В ходе работ была продемонстрирована высокая степень готовности портовых служб к работе с опасными грузами. Это позволило избежать проблем с организацией международного транзита опасных грузов при железнодорожной перевозке.
Перегрузка в паромном терминале порта Варна (Болгария)
Перевозки загруженных ОЯТ контейнеров были осуществлены с использованием самолета Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр».
Авиаперевозка
Все операции выполнялись под руководством и контролем Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности и Проектного офиса «Создание системы обращения с ОЯТ и ВЭ ЯРОО» Госкорпорации «Росатом».
Российское законодательство требует, чтобы после ввоза ОЯТ на территорию перерабатывающего предприятия экологическая обстановка в регионе не только не ухудшилась, но, за счет реализации специальных экологических программ, стала более безопасной. Доказательства общего снижения риска радиационного воздействия и повышения уровня экологической безопасности излагаются в материалах единого проекта, подготовленных уполномоченной организацией – ФГУП «ФЦЯРБ». В рамках разработки Единого проекта были проведены общественные слушания, после чего Единый проект прошел государственную экологическую экспертизу в Министерстве природных ресурсов и экологии и Росприроднадзоре.