12 апреля 2013 года под председательством генерального директора Госкорпорации «Росатом» С.В.Кириенко состоялось очередное заседание Общественного совета Госкорпорации «Росатом». Основным вопросом стал отчет заместителя директора по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО госкорпорации «Росатом» Александра Абрамова о выполнении Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (ФЦП ЯРБ).
ФЦП была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007. На момент утверждения программы имелся ряд первоочередных проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности:
- остановлены, но не выведены из эксплуатации ядерно и радиационно опасные объекты, в т.ч. 10 промышленных уранграфитовых реакторов, 4 блока АЭС, свыше 110 иных объектов Росатома и около 50 объектов других ведомств;
- в некоторых приповерхностных хранилищах не обеспечена надежная изоляция РАО от окружающей среды;
- накоплено свыше 18500 тонн ОЯТ, близки к переполнению пристанционные хранилища ОЯТ на АЭС с реакторами РБМК;
- отсутствовала необходимая нормативно-правовая база;
- перешагнули 50-60-летний рубеж и требуют незамедлительной модернизации инженерные системы некоторых ядерно и радиационно опасных объектов и т.д.
Для решения этих задач в ФЦП ЯРБ было включено 372 мероприятия, на выполнение которых было выделено 145,3 млрд рублей (131,8 млрд – из госбюджета, 13,5 млрд – из иных источников). Данная сумма была промежуточным вариантом между двумя крайностями: «отложенным решением» и «интенсивным развитием». Для сравнения: в США вопросами решения проблем «ядерного наследия» начали заниматься с 1980 года, вложив в это направление в общей сложности уже свыше 100 млрд долларов.
90% всех выделенных средств было направлено на 58 объектов, основных – 14. Самым дорогостоящим из введенных в действие объектов стало «сухое» хранилище ОЯТ РБМК на ГХК в Железногорске, запущенное в декабре 2011 года, благодаря которому с 2012 года началась разгрузка пристанционного хранилища ОЯТ на Ленинградской АЭС. Самый дорогостоящий проект НИОКР – опытно-демонстрационный центр (ОДЦ) по переработке ОЯТ на том же ГХК.
В числе прочих важных результатов:
- вступил в силу закон об обращении с РАО;
- решен ряд проблем «ядерного наследия» ФГУП «ПО «Маяк», в частности, с Теченским каскадом водоёмов;
- снята угроза переполнения хранилищ ОЯТ исследовательских реакторов;
- создан опытно-демонстрационный центр по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов на СХК;
- начаты работы по выводу из эксплуатации объектов в Москве (подкритический стенд в НИИХТ, корпус «Б» во ВНИИНМ им. Бочвара, объекты в Курчатовском институте);
- готовятся к выводу из эксплуатации объекты Кирово-Чепецкого химкомбината (которые ранее относились к категории «заброшенных и сильно загрязненных»).
Мониторинг выполнения ФЦП осуществляется по 10 показателям и 4 целевым индикаторам. По состоянию на конец 2012 года все они соответствовали плановому уровню. По предварительным итогам можно ставить вопрос о разработке ФЦП ЯРБ на период 2015-2020 годов (условно названную «ФЦП-2»). Конкретный объем внесенных в нее задач будет зависеть от объема финансирования. При обсуждении будущих задач был высказан ряд предложений, в частности, касающихся реабилитации территорий проведения мирных ядерных взрывов.
По итогам обсуждения вопроса были приняты следующие решения:
- особое внимание уделить вопросам информационного обеспечения реализации ФПЦ ЯРБ;
- на летнем заседании Общественного совета обсудить концепцию ФЦП-2;
- на осеннем заседании Общественного совета обсудить предложения по законопроекту об обращении с ОЯТ.
Вторым вопросом, рассмотренным на заседании Общественного совета, стало использование суперкомпьютерных технологий для решения задач ЯРБ. С докладом выступил директор департамента развития научно-производственной базы ядерного оружейного комплекса Сергей Власов. По его словам, в настоящее время предприятия ядерного оружейного комплекса (в первую очередь РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове) являются лидерами в РФ по разработке и производству суперкомпьютеров, что обусловлено необходимостью моделирования ядерных испытаний. Так, сегодня во ВНИИЭФ находятся самая мощная супер-ЭВМ в СНГ и несколько компактных супер-ЭВМ, суммарной мощностью в размере 1/3 от всех используемых в российской промышленности. По пиковой мощности российские супер-ЭВМ несколько уступают американским, но благодаря использованию параллельных расчетов в итоге получаются сопоставимые мощности.
Общественный Совет одобрил предложение Сергея Власова об использовании этих вычислительных мощностей для гидрогеологического моделирования. Для этого разработан пакет программ «НИМФА», которое может иметь целый ряд применений – от выбора места площадок АЭС до исследования миграции нуклидов в хранилищах РАО.
Также на заседании Общественного совета был рассмотрен отчет о работе Общественного совета за 2012 год. С докладом на эту тему выступил заместитель председателя Общественного совета Анатолий Назаров. За 2012 год было проведено 3 заседания, в т.ч. заседание в режиме коллегии, и открытое заседание на форуме-диалоге. В числе результатов работы:
- вступление в силу указа президента и постановления правительства о согласовании на общественных советах нормативно-правовых актов (первый случай – на Общественном Совете 11 декабря с одобрением корректив в проект «Прорыв»);
- продолжается практика проведения форумов-диалогов, в том числе региональных – проведен региональный форум-диалог в Томске; региональный форум в Мурманской области;
- проводятся конкурсы социально значимых проектов («Школа Росатома», «Территория будущего Росатома» и др.)
- начат выпуск «Библиотеки общественного совета» по направлениям развития атомной отрасли, представляющим интерес для населения, в частности, серии брошюр о влиянии радиации на природу и человека и о перспективных направлениях (замкнутый ЯТЦ, термоядерная энергетика, разработка ядерного электрореактивного двигателя и др.).
По итогам обсуждения было решено одобрить деятельность Общественного совета за прошедший год и продолжать работу по указанным направлениям.