В исследовательском реакторе Halden в Норвегии начаты испытания двух топливных сборок с МОКС-топливом, состоящим из оксидов тория и плутония. Как сообщили в компании Thor Energy, возглавляющей исследовательский консорциум, это начало третьей фазы пятилетнего испытания нового вида топлива на основе тория.
Кассеты с ториевым МОКС-топливом были изготовлены в лаборатории ядерного топлива Института энергетических технологий (IFE) в городе Кьеллер недалеко от Осло.
Целью эксперимента является сравнение поведения в реакторе сборок с ториевым топливом и сборок на основе «обычного» оксида урана. Реактор Halden позволяет вести непрерывный сбор данных в ходе его работы. Полученные данные необходимы для подтверждения того, что топливо может быть безопасно и эффективно использоваться в коммерческих реакторах.
Ториевое топливо представляет собой гранулы, состоящие из плотной керамической матрицы оксида тория, содержащей около 10% тонко смешанного оксида плутония, необходимого для поддержания цепной реакции. Как отмечает сайт World Nuclear News, торий-плутониевое МОКС-топливо имеет ряд преимуществ по сравнению с более широко применяемым уран-плутониевым МОКС-топливом. К таким преимуществам относят более высокий уровень безопасности топлива при аналогичном уровне эффективности; а также то важное обстоятельство, что при использовании такого топлива не производится новый плутоний. Поэтому использование ториевого МОКС-топлива является эффективным способом утилизации имеющихся запасов оружейного плутония и гарантирует режим нераспространения.
Консорциум по исследованию ториевого топлива в Норвегии был создан в 2011 году. Его головной организацией стала компания Thor Energy; в состав консорциума вошли также IFE и ряд иностранных партнёров – Westinghouse (США/Япония), Fortum (Финляндия), KAERI (Южная Корея), Национальная ядерная лаборатория Великобритании и Объединённый исследовательский центр Карлсруэ (Евросоюз).
Два предыдущих цикла испытаний ториевого топлива в реакторе Halden были начаты в апреле 2013 года и в декабре 2015 года.