11 декабря 2020

В Китае введено в строй первое в стране судно для транспортировки ОЯТ

Atomic-Energy.ru
CNNC CNNC

9 декабря 2020 года на баланс Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC) было передано первое в стране судно для транспортировки ОЯТ. Судно китайского производства соответствует установленному Международной морской организацией стандарту   INF-3 (аббревиатура от Irradiated Nuclear Fuel – облученное ядерное топливо, класс 3).

Судно под названием Xin An Ji Xiang было заложено 25 сентября 2019 года и спущено на воду 15 июня 2020 года. 26 ноября 2020 года были завершены ходовые испытания.

Судно имеет двухслойный корпус с несколькими водонепроницаемыми поперечными переборками и защиту от боковых ударов. У него имеется два дублирующих друг друга основных двигателя и два рулевых двигателя, по винту на каждый двигатель, и две независимые кабины управления. Радиационная защита судна включает в себя слой бетона, полиэтилен и слой воды. Корабль также оснащен мощной независимой системой охлаждения грузовых трюмов, многоканальной системой связи и системой защиты от несанкционированного проникновения.

Класс INF3, к которому относится новое судно, означает самый высокий уровень безопасности для перевозки любых радиоактивных материалов, включая ОЯТ, высокоактивные отходы и плутоний. Как говорится в заявлении CNNC, «Китай стал одной из очень немногих стран, обладающих этой технологией и возможностями».

Издание World Nuclear News, рассказывая об этом событии, напоминает, что в настоящее время в мире имеется 5 кораблей водоизмещением от 1250 до 2200 тонн и 4 более крупных корабля водоизмещением от 3800 до 5000 тонн. Которые соответствуют стандарту INF3. Три крупнейших из них - Pacific Heron, Pacific Egret, и Pacific Grebe - были спущены на воду в Японии в 2008, 2010 и 2010 годах соответственно. Каждое из них может перевозить до 24 контейнеров, имеет массу 4916 тонн длину 104 метра.

В 2013 году шведская компания SKB ввела в эксплуатацию судно Sigrid, заменившее более старое судно Sigyn 1982 года постройки, которое возит ОЯТ шведских АЭС в пункт временного захоронения CLAB. Его длина 99,5 метров, ширина 18,6 метров, масса 1600 тонн и он может перевозить 12 контейнеров с ОЯТ.

Российский «Росатомфлот» имеет в распоряжении 1620-тонный корабль «Россита», построенный в Италии в 2011 году и предназначенный для вывоза ОЯТ с бывших береговых баз ВМФ в Северо-западном регионе. «Россита» - судно ледового класса, предназначенное для эксплуатации в суровых условиях Арктики. Корабль имеет 84 метра в длину и 14 метров в ширину и два изолированных грузовых трюма общей грузоподъемностью 720 тонн. Также в ведении «Росатомфлота» имеются суда «Серебрянка» (1625 тонн, длина 102 метра, построена в 1974 году) и «Имандра» (2186 тонн, длина 130 метров, построена в 1980 году) и полупогружной понтонный док «Итарус», построенный в Италии в 2016 году,  предназначенный для транспортировки отсеков утилизируемых АПЛ.