Первая половина текущего года в деятельности ГК «Росатом» по направлению – Утилизация атомных подводных лодок, выведенных из состава российского Военно-морского флота и реабилитация радиационно-опасных территорий - ознаменована рядом важных событий. Комментируют их для сайта a-submarine.ru руководитель проектного офиса «Комплексная утилизация АПЛ» Дирекции ЯРБ Анатолий Александрович Захарчев и заместитель начальника Управления реализации проектов и программ по ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации «Росатом» Анатолий Владимирович Григорьев.
1. Доставка из губы Сайда в пункт Гремиха и постановка реакторного блока АПЛ класса «Альфа», зав. номер 900. в сухой док СД-10. Подготовка к выгрузке реактора из отсека блока АПЛ зав. №900. Слив теплоносителя из выгруженного реактора АПЛ зав.№900
Анатолий Захарчев: - Как известно, и об этом сообщалось во всех российских и даже зарубежных СМИ, в прошлом году из выведенной из состава ВМФ РФ атомной субмарины класса «Альфа» зав. номер 900 был извлечен реакторный блок. Операция чрезвычайно сложная и ответственная, потому что достаточно опасная. С этой АПЛ пришлось удалять вручную весь бетон и 120 тонн гудрона. Отрезать патрубки парогенераторов, и извлечь сам реактор в береговое хранилище. Далее шли подготовительные работы по изготовлению кантователей и нестандартного крупногабаритного оборудования.
В текущем году начался следующий этап работы с этим реактором – слив жидко-металлического теплоносителя и подготовка его к разборке в условиях п. Гремихи. Эта работа успешно завершена. Осуществлялась она за счет донорской помощи Комиссариата по атомной энергии Франции и наших российских предприятий, прежде всего ФГУП «СевРАО», а на подряде у «СевРАО» - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ-ФЭИ Обнинск), ОАО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород), ОКБ «Гидропресс» (г. Подольск) и те подрядные организации, которые участвуют в изготовлении нестандартного оборудования.
Корр.: - Можно сказать, что пик опасности с 900-ым блоком уже пройден?
Анатолий Захарчев: - Нет, пик опасности еще не пройден. Одна достаточно опасная задача, когда нужно было разобрать весь блок в гудроне, достать реактор и поставить его на берег…
Второй этап опасности заключается в том, что нужно было разогреть реактор, чтобы расплавить жидко-металлический теплоноситель, причем штатная система разогрева здесь уже не пригодна, пришлось конструировать новую, совершенно нестандартную систему, так как здесь есть свои особенности – нельзя резко разогревать и медленно нельзя тоже. Это особенности слива. Слив – это вторая серьезная опасность.
Анатолий Григорьев: - Хочу сказать, что слив из корпуса реактора АПЛ класса «Альфа» жидко-металлического теплоносителя – операция уникальная. Это было сделано впервые в мире! Такого еще не было никогда и нигде! Эта операция показала, что Росатом способен разработать уникальное оборудование для решения сложных технических проблем. И в конечном итоге мы осушили реактор.
Надо сказать, что все наши проекты комплексные. Самостоятельно России их было бы выполнять сложно. В решении одного этого проекта принимают участие несколько стран-доноров. Так, на начальном этапе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) принимал участие в том, чтобы улучшить условия содержания топлива АПЛ класса «Альфа», Комиссариат по атомной энергии Франции финансировал работу по транспортировке этого топлива, контейнер разрабатывается за американские деньги, чтобы вывезти разобранные ОВЧ, за итальянские деньги было построено судно «Россита», которое будет вывозить топлива. То есть ряд стран выполняет свою часть работы для достижения общей конечной цели. Следующим шагом будет разборка этой зоны в предстоящем полугодии.
Анатолий Захарчев: …причем этот третий этап также будет связан с опасностью. Нужно войти в этот реактор с помощью нестандартного оборудования и начать разборку и извлечение кассет с топливом, которые имеют свое излучение. Значит, нужно подготовить свои средства защиты, разработать свою программу по мерам безопасности. Наша главная задача – не переоблучить персонал, как в атомном мире говорят, не сжечь персонал. И затем все это безопасно разместить в контейнерах на берегу, и во втором полугодии подготовить к отправке на ФГУП «Атомфлот». Но самое опасное здесь – это извлечь кассеты с топливом и разместить их. Это третий пик опасности. Как раз в настоящий момент для этих целей изготавливается нестандартное оборудование.
2. Завершение создания инфраструктуры в ФГУП «ДальРАО» по формированию одноотсечных реакторных блоков.
В мае 2012 года состоялась торжественная передача от японской стороны плавдока «Сакура», двух портальных кранов 32 и 10 тонн грузоподъемности и буксира «Сумирэ» для строящейся инфраструктуры в бухте «Разбойник» (ДВЦ «Даль РАО»). И в этом же году уже заключены контракты на формирование 3-х одноотсечных реакторных блока. Первый подъем для разделки в условиях ДВЦ «Даль РАО» запланирован на июль с.г. Созданная инфраструктура позволяет формировать до 5-ти одноотсечных реакторных блока в год. Планируется увеличить производительность до 8-ми блоков год.
В настоящий момент в бухте «Разбойник» Приморского края хранится на плаву 54 реакторных блока, в Камчатском крае -19. Четыре АПЛ находятся в ожидании утилизации. Все они включены в ФЦП «Утилизация АПЛ и реабилитация бывших береговых технических баз ВМФ» на период с 2011 по 2015 год и на период до 2020 года».
Анатолий Григорьев: - Поставка плавучего дока на Дальнем Востоке проведена в прошлом году строго по графику за японские деньги. И очень верно отметил на прошедшем КЭГе МАГАТЭ Анатолий Александрович Захарчев, что, не смотря на трагические события в Фукусиме, японцы показали всему мировому сообществу свою безукоризненную точность по поводу взятых на себя обязательств. Этому мужеству можно поражаться – не было задержки ни на один день! И на текущий момент времени это техническое средство готово для обеспечения новых технологий по подготовке реакторных отсеков Дальнего Востока. У нас в настоящий момент там хранится 78 реакторных отсеков, в том числе, в бухте «Разбойник» - около 50 реакторных отсеков. И уже в этом году мы планируем провести постановку первых реакторных отсеков на берег для того, чтобы из трехотсечных блоков сделать одноотсечные…
Анатолий Григорьев: - Но ни одно событие не состоится без предварительной подготовки к этому событию. Прежде всего, необходимо провести предконтрактную подготовку, сформировать технические требования к выполняемому проекту, сделать другую очень серьезную бумажную работу – т.е. подготовить всю техническую и нормативную документацию. И мы к этой работе подходим очень серьезно, так как вся работа делается в основном за счет налогоплательщиков западных стран. Поэтому мы уделяем пристальное внимание к освобождению донорских средств от налогов, к целевому использованию финансовых средств и тщательно готовим техническое обоснование по каждому контракту. Тем более что техническое обоснование является основанием для решения правительств и парламентов стран-доноров в необходимости проведения данной работы, что она действительно приведет к улучшению радиологической, радиационной обстановки и позволит улучшить экологию вообще в мире.
Корр.: - …На семинаре, проводимом в текущем году с участием Беллоны, много говорилось о том, что российская и международная бюрократия не позволяют активно работать по международным контрактам. Это говорилось в отношении судна «Лепсе». А как обстоят дела с другими проектами в части прохождения бюрократических барьеров?
Анатолий Григорьев: На самом деле это серьезная проблема и в отношении других проектов. Мы решаем экологически сложные работы на ядерно-опасных объектах и строго выполняем все правила закупок, которые существуют и в России и в странах-донорах. Конечно, бюрократические требования существенно удлиняют путь до заключения контракта и начала самой работы. Но лучше уж мы будем все строго соблюдать…
Корр.: - Помните, еще в начале программы ГП стояла проблема о доступе на объект зарубежным специалистам, например? Потом еще проблема двойного налогообложения и прочее...
Анатолий Григорьев: - В настоящее время этих проблем нет. Но есть проблема при подготовке и заключении контрактов, когда мы готовим контракты по западным юридическим и техническим правилам и нормам, а потом их надо приводить в соответствие с нашими, российскими. И вот сложение международных и российских норм существенно удлиняют путь к заключению контракта.
3. Завершение вывоза ОЯТ с п. Гремиха
Госкорпорация «Росатом» в течение последних 3-х лет решала задачу по вывозу отработавшего ядерного топлива водоводяных реакторов, ранее хранившегося в разных нестандартных условия в п. Гремиха.
14 июня 2012 года завершён последний рейс на судне атомного технологического обслуживания «Серебрянка».
Анатолий Захарчев: - Это тоже была сложная и достаточно опасная работа. Сложность и опасность заключалась в том, что 294 топливные сборки были дефектными, то есть изменили геометрию и не могли размещаться по штатному положению в чехлах, разрушены были захваты ОТВС и т.д. То есть все требовало нестандартных решений и применения нестандартного оборудования. В итоге, один из регионов Северо-запада (п. Гремиха) полностью освобождён от ОЯТ.
Однако Госкорпорация «Росатом» продолжает активную работу по решению проблемы по вывозу отработавших выемных частей (ОВЧ) жидкометаллических реакторов. На сегодня еще есть проблема работы с оставшимися частями ЖМТ реактора в Гремихе. Есть несколько путей решения. Сейчас идет работа, рассматриваются варианты, надо выбрать, прежде всего, самый безопасный и немало важно – экономичный.
4. Подготовка к утилизации судов атомного технологического обслуживания (АТО)
Анатолий Захарчев: - В настоящее время Госкорпорация «Росатом» приступает к утилизации судов АТО. Они тоже создают определенную проблему: в них есть хранилища, в которых хранилось ядерное топливо. На сегодняшний день еще ни одно судно не доведено до окончательного результата утилизации, как это сделано с АПЛ. Мы делаем временные упаковки для судов АТО и размещаем их на воде. Но мы только пытаемся приступить к формированию блоков из судов АТО, то есть нужно из АТО извлечь хранилища, сформировать блок и поставить рядом в безопасное положение в бухте «Разбойник» и в губу Сайда. На сегодняшний день ни одного судна АТО не берегу еще нет, а на воде их 12 единиц, в том числе 4 на Дальнем Востоке.
Корр.: - Все идет гладко, без проблем?
Анатолий Захарчев: - Без проблем не бывает. Например, в первом полугодии не состоялись 5 запланированных конкурсов, т.е. не заключено 5 проектов по причине завышения цены предполагаемыми исполнителями (ФГУП «ДВЗ «Звезда», ФГУП «МП «Звездочка», ОАО «СРЗ Нерпа»), которые, объединившись в единый конгломерат и став монополистом, теперь диктуют свои цены. А государственные средства надо экономить. Поэтому вопрос перенесен на второе полугодие. Однако сроки исполнения проектов никто не отменял, поэтому в текущем году все запланированные работы должны быть выполнены.
О событиях предстоящего полугодия текущего года.
Корр.: - А какое главное событие ожидается во второй половине года?
Анатолий Григорьев: - Конечно, утилизация судна «Ле́псе». Это судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Мы ждем перевода «Лепсе» из Мурманска на завод «Нерпа». В принципе нам понятно, что необходимо для этого сделать – провести техническую подготовку, решить юридические вопросы перевода… то есть провести подготовку события. Основное финансирование этого проекта осуществляет ЕБРР, но еще существенный вклад – это разработка проектно-конструкторской документации, которую делают несколько организаций, прежде всего наша компания «Аспект-конверсия». Должен быть разработан комплект проектной документации для утилизации судна «Лепсе». А ЕБРР заплатил за разработку проектно-конструкторской документации, которая дала обоснование инвестициям. После чего международные эксперты проверили достоверность стоимостных показателей, и Фонд природоохранного партнерства «Северное измерение» поддержал этот проект. И вот в настоящее время первая стадия должна закончиться тем, что «Лепсе» будет поставлено на берег для утилизации. Случиться это, в лучшем случае, в следующем году. Но прежде необходимо подготовить ряд технических решений – должно быть укрытие, должны быть грузоподъемные устройства, должны быть станки, которые позволят извлекать дефектное топливо, оборудование по резке и прочее. На заводе «Нерпа» будет создано укрытие, куда будет поставлено «Лепсе», и там будет происходить выгрузка ядерного топлива.
Я еще раз подчеркиваю, что подготовка документации – важное дело, которое позволит дальше продвигаться более успешно. Думаем, что в сентябре-октябре вся документация будет готова. И, думаю, что за год «Лепсе» будет утилизировано.
Корр.: - И эту технологию также можно применять к утилизации других судов?
Анатолий Григорьев: - Безусловно. У нас есть подобные суда. И эти подходы мы, конечно, будем применять, например, к судну «Володарский», которое будем утилизировать. Примерно такие же подходы будут применены к утилизации судна «Лотте». Сейчас из судна «Лотте» выгружается ядерное топливо. Но, как правильно сказал Анатолий Александрович, на основании этой стандартной технологии будет разрабатываться своя, для каждого судна. Но подход единый.
В 13 году мы планируем завершить выгрузку неперерабатываемого топлива с «Лотте» в хранилище – здание №5 на ФГУП «Атомфлот». Как известно, модернизация хранилища была проведена за немецкие деньги. Кроме того, на «Атомфлоте» в этом году планируем установить стотонный кран, который обеспечит работу этого предприятия. Этот кран сделан нашими российскими предприятиями, а французы финансируют его установление. «Атомфлот» использует его, как перевалочную базу. Прежде там был старый кран, который работал без технического обслуживания, а скоро будет новый - в ядерном исполнении, т.е. позволяющий обращаться с ядерным топливом.
Также во второй половине этого года может начаться работа в губе Андреева по зданию № 5 – это долговременное хранилище ядерного топлива. За счет средств Фонда природоохранного партнерства наше предприятие - ОАО «ВНИПИЭТ» разработал базовый проект по выводу из эксплуатации этого здания. Однако также прежде необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, в частности, это приведение хранилища в ядерно-безопасное состояние. В ходе обследования здания были обнаружены упавшие тепловыделяющие сборки, которые нельзя было удалить, когда объект принадлежал Минобороны РФ. Это как остаток наследия… А сейчас за счет средств европейского банка будут извлечены эти упавшие сборки со дна бассейна, упакованы и отправлены на безопасное хранение. В 13 году будем готовить здание, а в 14 году приступим к работе.
Еще много дел остается в губе Сайда. Там строится целый комплекс хранения реакторных отсеков – региональный центр размещения трехотсечных блоков для их утилизации за счет российских средств. В текущем году постараемся завершить эту работу.
На ближайшее время запланирована еще одна новая работа - с американцами по утилизации АПЛ. Для утилизации АПЛ на заводах «Звездочка» и «Звезда» были построены береговые комплексы по выгрузке ядерного топлива. В настоящее время программа по выгрузке топлива практически завершена, большая часть АПЛ утилизирована, поэтому мы разбираем береговые комплексы на Северо-западе и на Дальнем Востоке для того, чтобы можно было их использовать и в дальнейшем, то есть освобождаемое оборудование будем использовать повторно, будем перевозить его из Архангельска в губу Андреева и использовать для обеспечения вывоза топлива из губы Андреева. Таким образом, получается экономия финансовых средств и времени.
Еще, из планов предстоящего полугодия, предстоит разработка проектной документации на объекты обращения с РАО в губе Андреева, это делает фирма Ansaldo Nucleare (Италия) совместно с ОАО «Атомстройэкспорт». Этот проект достаточно сложный. Дело в том, что мы приняли схему проектирования, предложенную донорами, т.е. проектировали по европейским правилам, а теперь эту документацию нужно адаптировать к российским нормам, провести экспертизу, и выполнить все это в сжатые сроки, и начать строительство. На текущий момент времени нашими предприятиями завершается разработка документации, и возможно, в сентябре начнется реализация проекта.
Как вы знаете, задача программы Глобального партнерства 10 лет назад стояла так – общими усилиями очистить радиационно-опасные объекты. Эта задача планомерно выполняется.
В продолжение темы - фотогалереяexternal link, opens in a new tab