В настоящее время компания «Спецтехкомплект» реализует два крупных проекта: разработка оборудования для выгрузки отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) из аварийного здания № 5 в губе Андреева и модернизация крана для выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из плавучей технической базы «Лепсе». На вопросы нашего корреспондента отвечает инженер-проектировщик компании «Спецтехкомплект», руководитель проекта по разработке оборудования для извлечения ОТВС из хранилища в губе Андреева Дмитрий Дыков.
- Дмитрий Васильевич, какие проекты выполнила компания «Спецтехкомплект» за последний год?
- Мы заключили два контракта с ФЦЯРБ и один контракт с Курчатовским институтом. Контракты с ФЦЯРБ касаются как раз разработки и изготовления оборудования для извлечения ОТВС, выполнения стендовых испытаний и получения для этого финансирования от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Второй контракт касается крана КПН-32 в Снежногорске, который будет задействован для выполнения работ по транспортированию ОЯТ, которое будет выгружено с плавтехбазы «Лепсе». Нам необходимо будет полностью перевести старый кран на частотное управление.
- Какой из этих контрактов вы считаете более трудоемким?
- Оба направления в приоритете. Но наиболее трудоемкими для нас являются работы по оборудованию для выгрузки ОЯТ из здания № 5 в губе Андреева. Особенность этого оборудования в том, что оно должно быть максимально компактным, сборно-разборным, ограниченным по массе. Оно было спроектировано как сборно-разборное по всем системам: гидравлика, система управления, сигнальные кабели связи и др. Это позволит на площадке собрать его в крайне сжатые сроки, что важно для уменьшения дозовых нагрузок на персонал.
Также важная особенность проекта в том, что все операции при использовании этого оборудования будут выполняться дистанционно, с минимумом участия персонала. Можно считать, что это робототехнический комплекс, состоящий из отдельных узлов, образующих единую систему.
- В каком состоянии сейчас находятся работы по этому оборудованию?
- Мы провели полномасштабные интеграционные испытания. Для этого был построен стенд, который симулирует высотные отметки и взаимное расположение отдельных частей здания № 5: технологический зал, малый бассейн, в котором находятся ОТВС, и транспортный коридор. Мы смонтировали оборудование и провели полный цикл испытаний на макетах ОТВС, пеналах и чехлах, показали заказчику и будущей эксплуатирующей организации ФГУП «СевРАО», а также всем заинтересованным лицам, Росатому, ЕБРР возможности дистанционного извлечения ОТВС при условии применения нашего оборудования.
Сейчас мы ведём переговоры с ФЦЯРБ о проведении части подготовительных работ, чтобы это оборудование было готово к работе в здании № 5 в губе Андреева. Например, сейчас в этом здании нет освещения, электричества, грузоподъёмной техники, необходимой для монтажа этого оборудования. Выполнение самих операций на объекте запланировано на конец 2019 года.
- Каких итогов вы планируете достигнуть в 2018 году?
- В нынешнем году мы собираемся провести на нашем макете ещё одни стендовые испытания, касающиеся именно подготовительных работ: разбор завалов в технологическом зале, которые также должны проводиться дистанционно. Это позволит освободить доступ в правый малый бассейн, чтобы подготовить место для режущего оборудования по удалению консолей, которые сейчас не дают возможности поместить какое-либо оборудование на дно бассейна. Это дополнительное оборудование также изготовит «Спецтехкомплект».
- Что будет с оборудованием после того, как ОТВС будут извлечены?
- Следует иметь в виду, что после выполнения работ это оборудование будет загрязнено. Поэтому, хотя оно и дорогое, но фактически окажется одноразовым.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших работах над краном для выгрузки ОЯТ из утилизируемой плавтехбазы «Лепсе»?
- На кране КПН-32 на заводе «Нерпа» предстоит сложная работа по замене всех электродвигателей, всех тормозов, системы управления и переводу системы управления на частотное регулирование. Полностью меняются кабина управления краном, все кабельные трассы, фактически будут заменены все провода и все органы управления. Затем предстоит покраска и замена канатов.
Также сейчас выяснилось, что в предыдущей технической спецификации было множество неточностей и не были учтены те поломки, которые мы сейчас в процессе работ обнаруживаем, поэтому много дополнительных деталей приходится покупать или изготавливать. Фактически в конце выполнения контракта это будет новый кран. Этот проект планируется завершить до конца нынешнего года.
- В выполнении каких работ сегодня заинтересована компания «Спецтехкомплект»?
- Сейчас востребованным на рынке является модернизация портальных кранов подобного рода. Многие из этих кранов 1960-70-х годов выпуска, поэтому требуют капитальной модернизации и ремонта. Это будет дешевле, чем производить полностью новые краны.
Также у нас накоплен большой опыт в части изготовления оборудования для обращения с ТРО и ОЯТ. Ранее у нас был опыт работ в губе Сайда и на Ленинградской АЭС, и мы готовы работать и на других подобных сложных объектах.
Беседу вела Алёна Яковлева