16 октября 2012 года в Москве открылся очередной, шестой по счету, Международный форум «Атомэко-2012», посвященный вопросам завершающего этапа жизненного цикла ядерных объектов (обращение с РАО и ОЯТ, вывод из эксплуатации, проблемы «ядерного наследия»). В рамках форума состоялись выставка и конференция
Открыл конференцию директор Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации «Росатом» Олег Крюков. Отметив, что конференции «Атомэко» год от года становятся все более значимыми, учитывая, что вопросы обеспечения безопасности атомной отрасли выходят на первый план, он предложил сделать главными темами нынешней конференции два вопроса:
- перенос имеющегося опыта Международного сотрудничества и глобального партнерства в нашу страну, в т.ч. в бизнес-среду
- будущее бэк-енда (технологии, инфраструктурные решения, новые технологии)
Крюков сообщил о результатах реализации решения проблем «ядерного наследия» в рамках программы Глобального партнерства к настоящему моменту: утилизированы 67 АПЛ, выгружено топливо из двух аварийных АПЛ, утилизированы 539 РИТЭГов, созданы комплексы для хранения реакторных отсеков в губе Сайда (Мурманская область) и бухте Разбойник (Приморский край), завершен вывоз ОЯТ реакторов ВВЭР из Гремихи, из губы Андреева вывезены 290 сборок, на пункте в губе Сайда установлены уже 47 реакторных отсеков АПЛ. Крюков отметил, что страны – участники Глобального партнерства выступают не только в качестве доноров финансовых средств, но и непосредственно участвуют в проектировании и строительстве.
В числе достижений последнего времени в других направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности Олег Крюков отметил принятие и начало реализации федерального закона об обращении с РАО. В рамках его реализации, в частности, уже успешно прошли общественные слушания по созданию в Красноярском крае подземной лаборатории по захоронению РАО. Позиция же по ОЯТ, по словам руководителя «Росатома», остается прежней: создание централизованной структуры долговременного хранения и переработки. На Горно-химическом комбинате в Железногорске введено в эксплуатацию «сухое» хранилище отработавшего топлива реакторов РБМК и приняты два эшелона с ОЯТ Ленинградской АЭС, там же готовится строительство опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе новых технологических решений. Пока не создано масштабной энергетики, основанной на «быстрых» реакторах, продукты переработки целесообразно использовать в тепловых реакторах, и «сейчас надо решать этот вопрос».
Что же касается создания бизнес-среды, то, по словам Крюкова, формирование рынка в отдельных сегментах позволяет снижать затраты, поэтому задача создания бизнес-среды является актуальной. Для эффективной организации взаимодействия с бизнесом возможно также менять отдельные пункты законодательства (в частности, внести Росатом в список организаций, которым разрешено государственно-частное партнерство). В этом целесообразно использовать опыт США и Великобритании.
Директор Института проблем безопасного использования атомной энергетики (ИБРАЭ РАН) Леонид Большов в своем выступлении сосредоточился на уроках, которые вытекают из прошлогодней аварии на Фукусиме, Он отметил, что большинство стран, использующих атомную энергетику, выдержали это испытание, и признали право атомной энергии на существование, но, тем не менее, поставили ряд вопросов, которые необходимо решить для дальнейшего развития. В числе этих вопросов – собственно безопасность АЭС и аварийная безопасность (как отметил докладчик, до аварии в Фукусиме Япония уклонялась от участия в международных противоаварийных мероприятиях, считая, что у них авария невозможна, а после аварии ударилась в другую крайность, применяя чрезмерные контрмеры, что отрицательно сказывается на экономике), так и вопросы замыкающего этапа жизненного цикла (по словам Леонида Большова, здесь есть как примеры успешного решения этих проблем, так и тупики, как, например, ситуация вокруг хранилища Юкка Маунтин в США). Большов напомнил про наличие Объединенной конвенции по обращению с РАО и ОЯТ, которую подписали 63 страны. Директор ИБРАЭ перечислил вопросы, в которых особенно важно международное сотрудничество:
- единая методология обоснования и контроля безопасности:
- обмен технологиями;
- аварийное реагирование;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- работа с общественностью.
Большов подчеркнул, что по многим из этих вопросов невозможна работа исключительно в рамках одной страны и необходима координация усилий в международном масштабе.
Член Совета Федерации Константин Цыбко напомнил о ряде важных событий в сфере международного сотрудничества в области замыкающих стадий ЯТЦ, в частности, подписание ряда международных соглашений. Что же касается деятельности внутри России, то, по словам сенатора, одно из направлений работы в последнее время – мониторинг хода реализации Закона об обращении с РАО.
Цыбко напомнил, что он сам является членом Совета Федерации от Челябинской области, которая, как известно, в свое время была ключевым регионом советского ядерного проекта, и в настоящее время там актуально решение задачи по реабилитации территорий.
Цыбко также напомнил, что многие из конфликтных ситуаций вокруг ядерной отрасли (в частности, проект «Юкка-Маунтин») имеют не техническую, а политическую природу, что очень чувствительно. Очень часто разыгрывается политическая составляющая развития ядерной энергетики, причем нередко эти проблемы активизируются перед выборами, а после выборов вдруг затухают (самый свежий пример – недавние выступления определенных политических сил во Владимирской области против Нижегородской АЭС) . Для решения этой проблемы, по словам сенатора, нужна открытая для общественности политика, выделение в Госкорпорации «Росатом» специального направления по работе с общественностью, в т.ч. с подключением гражданского общества. Цыбко отметил, что в этом отношении имеется положительный опыт Франции иСША. Здесь важна работа именно с регионами, которые заинтересованы в решении атомных программ, но не всегда могут самостоятельно решить проблемы с общественным мнением.
Глава секретариата по международному сотрудничеству и развитию Агентства по радиационной безопасности Швеции, представитель Швеции в программе Глобального партнерства Ларс ван Дассен в своем выступлении рассказал о ходе реализации программы Глобального партнерства. Он напомнил, что эта программа была принята на саммите G8 в 2002 году сроком на 10 лет. Хотя формально она была посвящена широкому кругу вопросов по утилизации вооружений и противодействия возможности терроризма и охватывала широкую географию (в настоящий момент в программе участвуют 24 страны), основным и наиболее успешным направлением в реализации этой программы была работа по решению проблем «ядерного наследия» в России и в первую очередь по вопросам утилизации АПЛ. Докладчик напомнил, что в 2012 году программ Глобального партнерства была продлена еще на 10 лет с возможностью ее расширения на более широкий круг стран-участников и затрагиваемых проблем. Ларс ван Дассен предложил российским властям сформулировать список тех проблем, которые должны стать предметом следующего этапа программы Глобального партнерства.
Заместитель директора Агентства по обращению с хвостохранилищами при МЧС Республики Киргизия А.Айталиев рассказал о ходе работ по реабилитации территорий в Ферганской долине, на которых ранее велась добыча урана, и особо отметил определяющую роль России в соответствующих программах ЕвразЭС (вклад России – до 75%).
Представитель Министерства энергетики США (DoE) Джей Родерик подробно рассказала об опыте работ по решению проблем «ядерного наследия» в США. В рамках DoE этим занимается в первую очередь Департамент охраны окружающей среды (EM). Из успешных результатов в последнее время – очистка территорий в 11 штатах, в которых ранее выполнялись атомные программы и которые теперь введены в хозяйственный оборот, завершается перевоз высокоактивных и трансурановых РАО из ряда национальных лабораторий в хранилище WIPP, решается проблема с высокоактивными отходами в емкостях-хранилищах ВАО в Хэнфорде (сейчас закончены работы по 90 емкостям из 107). Хотя, как известно, в США практикуется активное привлечение частного бизнеса к решению задач бэк-енда, тем не менее государственные органы, в первую очередь подразделения DoE, осуществляют жесткий контроль и мониторинг за всеми этапам работ.
На пленарном заседании конференции выступил также и.о. начальника Управления Ростехнадзора по регулированию безопасности объектов ЯТЦ, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов Евгений Кудрявцев, который впервые вступал на форуме «Атомэко» в новом качестве (ранее он в течение долгого времени работал руководителем проектного офиса «Создание системы обращения с ОЯТ и РАО и вывода из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов Госкорпорации «Росатом»). Рассказав о работе Ростехнадзора по всем трем направлениям (лицензирование, собственно надзор и разработка нормативной базы), Кудрявцев отметил, что сегодня российское законодательство о надзорных органах является одним из наиболее жестких в мире (если бы в США регулирующий орган NRC имел бы подобные полномочия, то известные успехи США в области бэк-енда выглядели бы более скромно). Кудрявцев отметил также высокую роль НТЦ ЯРБ в подготовке для Ростехнадзора документации с учетом рекомендаций МАГАТЭ. Он также рассказал о международных проектах в сфере ядерной и радиационной безопасности, в которых участвует Ростехнадзор (с четырьмя странами – в рамках межправительственных соглашений о строительстве АЭС, с остальными странами – основной площадкой сотрудничества является МАГАТЭ, также Ростехнадзор участвует в ряде программ ТАСИС и международных программах WENRA и EUROSAFE.
В тот же день конференция продолжила свою работу в рамках секционных заседаний: по выводу из эксплуатации ЯРОО и реабилитации объектов ядерного наследия ««Вывод-2012») и по вопросам обращения с ОЯТ.