Модернизация действующей инфраструктуры, утилизация выведенных из эксплуатации ледоколов и подготовка к приемке новых - о текущих задачах ФГУП «Атомфлот» членам общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области рассказал начальник управления спецпроизводства Олег ХАЛИМУЛЛИН.
По последнему слову техники
В рамках модернизации инфраструктуры предприятия для более безопасного обращения с радиоактивными отходами проведена большая работа. Речь идет о создании технологической линии кондиционирования твердых радиоактивных отходов (ТРО) и комплекса по обращению с горючими радиоактивными отходами (РАО).
Построено здание берегового поста загрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Цель проекта - перевести перезагрузку топлива с плавтехбазы «Лотта» на берег. Пост введен в эксплуатацию. И уже в конце этого года будет задействован. Пока он использовался лишь для отработки технологий.
Также произведена реконструкция причала № 5, включая ремонт подкрановых путей. Сдан в эксплуатацию новый стотонный кран, который соответствует всем современным требованиям. Модернизирован спецтанкер «Серебрянка». Теперь он имеет на борту пост загрузки ОЯТ и трюм для его перевозки.
- Улучшена система радиационного контроля. Ее обновление проводилось в несколько этапов. В 2010 году отдельные составные части были объединены в общий комплекс с выводом всей информации на центральный пост и в автоматизированную систему контроля радиационной обстановки (АСКРО),
- отметил докладчик.
Создано хранилище для неперерабатываемого ОЯТ, которое раньше хранилось на плавтехбазе «Лотта».
Результатом совместного с итальянской стороной проекта стало судно-контейнеровоз «Россита». Его главная задача - предстоящий вывоз ОЯТ с береговой базы в губе Андреева.
- Многое сделано в рамках модернизации системы физзащиты предприятия: сдано в эксплуатацию современное здание базирования морских сил охраны, обновлены контрольно-пропускные пункты. Теперь не только автомобильный, но и пункт пропуска для проезда железнодорожного транспорта отвечает самым строгим требованиям. Сейчас завершается модернизация центрального поста физзащиты. С его сдачей можно считать всю эту работу оконченной,
- продолжил Олег Халимуллин.
В рамках сотрудничества с норвежским Институтом энергетических технологий, которое продолжается с 2010 года, поставлено оборудование для радиационного контроля и мониторинга. До конца нынешнего года предполагается реализация второго этапа этого проекта. Он включает в себя поставку дозиметров, с помощью которых можно не только осуществлять мониторинг накопления доз персоналом, но и отслеживать его перемещения и всю радиационную обстановку в зоне регулируемого доступа.
Если бог мореплавания улыбнется...
Еще одно важное направление работы предприятия, которое также напрямую связано с темой радиационной безопасности, - утилизация выведенных из эксплуатации атомных ледоколов.
В апреле, как напомнил Олег Халимуллин, был проведен конкурс на выполнение работ по выводу из эксплуатации и утилизации по новой концепции атомного ледокола «Сибирь». Победителем стал снежногорский судоремонтный завод «Нерпа».
Кстати, сейчас там утилизируют плавтехбазу «Лепсе». Кормовая упаковка уже сформирована и окрашена, центральная часть судна и носовая оконечность дефрагментированы, идут подготовительные работы к выгрузке ОЯТ из хранилища в носовой части судна.
Но вернемся к предстоящей утилизации отслуживших свой срок ледоколов. Первым из них в последний путь отправится «Сибирь». Атомоход уже прошел доковое освидетельствование и подготовлен к перегону на «Нерпу». На заводе, который активно готовится к приему судна, оборудуется рейдовая стоянка.
Как уже рассказывал «Мурманский вестник», концепция утилизации атомных ледоколов была изменена. Первоначально планировались разделение судна на блоки и утилизация носовой и кормовой оконечностей. Приблизительно так разделывались в свое время атомные подлодки. Как говорится - сразу и безвозвратно.
Новая концепция предполагает извлечение оборудования реакторных установок. Затем оно помещается в подготовленную заранее блок-упаковку и отправляется в пункт длительного хранения в Сайда-губе. Оставшийся корпус с надстройкой можно будет утилизировать, как обычное судно. Или не утилизировать вообще. Если бог мореплавания улыбнется - прошу тебя, пожалуйста, хотя бы легендарной «Арктике»! - корабль может стать музеем.
От эмоций перейдем к экономике. Первоначальный проект оценивался в 1,7 миллиарда рублей. Нынешний - в 785 миллионов. Да еще 120 миллионов «Атомфлот» сможет получить за утилизацию металла. Так что фактически затраты сократятся в три раза.
Уже в октябре «Сибирь» должна быть отбуксирована на «Нерпу». И можно ожидать, что до конца года на судне начнут работы. А завершиться они должны через год: до 30 ноября 2017 года «Сибирь» будет возвращена «Атомфлоту» как обычный плавобъект.
В 2018-2019 годах по подобной схеме возьмутся за «Арктику». Далее наступит очередь «России». Вопрос с восстановлением «Советского Союза» еще не решен. Пока судно также готовится к утилизации. Короче, отслужившие людям с честью и славой могучие старики будут уходить навсегда один за другим.
Чтобы не заканчивать на грустной ноте, в конце расскажем о приятных хлопотах.
- В активную фазу вступила подготовка инфраструктуры предприятия к приему универсальных атомных ледоколов. Они будут иметь другие габариты и водоизмещение. Для их обслуживания потребуется новый док. Он будет сделан с прицелом на возможное принятие решения о строительстве ледокола-лидера, который будет иметь еще более впечатляющие размеры,
- продолжил Олег Халимуллин.
Плавдок намечено сдать в эксплуатацию в 2022 году. Он сможет принимать суда водоизмещением до 60 тысяч тонн. На территории предприятия появится доковый цех, где можно будет проводить ремонт винторулевых комплексов ледоколов. Проект цеха разработан, сейчас начинается строительство. Завершится оно до конца будущего года.
Новая плавтехбаза придет на замену «Лотте» и «Имандре». Предполагалось, что «Лотта» будет выводиться из эксплуатации уже с начала нынешнего года. Но обстоятельства сложились так, что ее утилизация перенесена как минимум до ввода в строй новой ПТБ. А ее сдача запланирована на 2023-2024 годы.
Игорь ЯГУПОВ. Опубликовано: «Мурманский вестник» от 12.10.2016